99,3K подписчиков

Как «Железный Феликс» восстанавливал транспорт после Гражданской войны?

24K прочитали

Феликс Эдмундович Дзержинский сейчас вновь стал объектом интернет-споров. Всё из-за голосования, где москвичам предложили выбирать между «Железным Феликсом» и Александром Невским.

И началось. Забавно видеть вот такую критику, как на картинках ниже.

Источник: https://vk.com/decomunization
Источник: https://vk.com/decomunization
Источник: https://vk.com/true_lentach
Источник: https://vk.com/true_lentach
Источник: https://vk.com/true_lentach
Источник: https://vk.com/true_lentach

Понятное дело, что мое мнение будет иным. Не будучи левым, но будучи историком, я понимаю, что по меньшей мере странно судить деятелей далекого прошлого по меркам двадцать первого века.

Дзержинского пытаются выставить только в облике «злого чекиста», который «всех расстреливал». Конечно же, такое мнение — либо признак глубокой наивности, либо — заидеологизированности.

В Гражданской войне нет и не может быть «белых и пушистых». Террор был у всех: эсеры и анархисты кидали бомбы, у белогвардейцев контрразведка была чуть ли не в каждом отряде и порой крошила всех подряд (сам Колчак в стенограммах допросов говорит о «прелестях» атаманских контрразведок), петлюровцы и григорьевцы мочили русских и евреев. Все были хороши.

Но за все отвечает Феликс, да) И за Гражданскую, и за то, что было потом, когда самого Дзержинского уже не было.
Но за все отвечает Феликс, да) И за Гражданскую, и за то, что было потом, когда самого Дзержинского уже не было.

Но победили красные. Отчасти — как раз потому, что им удалось создать разветвленный и действенный специальный орган безопасности. ВЧК помогла большевикам навести порядок в тылу, что в пору Гражданской войны было просто необходимо.

А что же Феликс Дзержинский? Мне думается, он не был любителем «всех расстреливать» (хотя для определенной части жителей бывшего СССР все равно будет врагом). Судя по его деятельности, он скорее являлся своеобразным «пожарным-революционером».

Дзержинский обладал стальной волей и кипучей энергией, а потому, на протяжении своей карьеры, занимался много чем. Боролся с детской беспризорностью, был председателем Высшего совета Народного хозяйства СССР, противостоял бюрократии, помогал проводить в реальность новую экономическую политику, развивал спортивную жизнь. Ему доверяли ответственные посты и бросали туда, где было «жарко».

Памятник Дзержинскому на Лубянской площади перед демонтажом 22 августа 1991 года
Памятник Дзержинскому на Лубянской площади перед демонтажом 22 августа 1991 года

Сделал Дзержинский и еще кое-что полезное, действительно полезное. Можно не любить ВЧК и быть ярым антикоммунистом, но при этом — признавать, что восстановление железных дорог после разрушительной войны — дело, несомненно, благое. А ведь именно этим и занимался «злой чекист» Феликс Дзержинский. Более того, он в этом преуспел.

К 1921 году Россию настиг настоящий «транспортный апокалипсис». Уничтоженные паровозы, разрушенные железные дороги, повсеместные нападения на поезда, нехватка топлива, повальное воровство на местах...

Специфика Гражданской войны была такова, что бои шли во многом около железных дорог (эшелонная война). Инфраструктура уничтожалась партизанами, «зелеными», отступавшими белыми войсками.

Один из портретов.
Один из портретов.

И не сказать, что до Дзержинского на эти проблемы не обращали внимания. «Железный Феликс» стал наркомом путей сообщения РСФСР в 1921 году, до него сей пост занимало несколько человек, включая Троцкого и Красина. Но именно Дзержинский «пришел к успеху».

Он не постеснялся привлечь к работе «старорежимных» специалистов. Например, бывшего «товарища министра путей сообщения» в царской России, И.Н. Борисова. Борисов стал заместителем наркома Дзержинского и подобрал целую «команду» из профессионалов своего дела. Более того, он получил широкие полномочия: мог увольнять негодные кадры и допрашивать начальников, выясняя состояние паровозов и железных дорог. Была проведена масштабная ревизия, проще говоря.

Кроме того, Феликс Эдмундович сделал ставку и на сотрудников ВЧК. Он бескомпромиссно боролся с разного рода хищениями имущества: от прямых вооруженных нападений на железнодорожные составы до коррупционных «теневых схем».

Агитационный плакат «Мешочник — враг транспорта, враг республики». Неизвестный художник. Москва, 1920 год
Агитационный плакат «Мешочник — враг транспорта, враг республики». Неизвестный художник. Москва, 1920 год

«Вечное позорище царской России — система откупа, лихоимства и взяточничества свила себе прочное гнездо в наиболее чувствительной области нашего хозяйственного организма — в железнодорожном хозяйстве. Взятка на железных дорогах стала явлением столь «нормальным», что у многих товарищей железнодорожников притупилась чувствительность...» (с) Ф.Э. Дзержинский. Избранные статьи и речи. 1908 — 1926 гг.

При Дзержинском был принят декрет ВЦИК под названием «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения», появилась Вооруженная Охрана Путей Сообщения. Он уделял внимание не только железным дорогам, но и морскому транспорту. Сам много ездил по стране (Украина, Сибирь), считая, что именно на местах решаются основные вопросы, в центре же — сплошная бумажная волокита.

Дзержинский был сторонником не покупки новых паровозов за рубежом (чем занимался Троцкий, «паровозная афера»), а восстановления, ремонта старых машин. В дальнейшем он (уже как председатель ВСНХ СССР) будет поддерживать производство отечественных паровозов и тракторов.

Личный состав подразделения Вооруженной охраны  путей сообщения на полевых занятиях. (Фото из фондов музея ВО ЖДТ РФ)
Личный состав подразделения Вооруженной охраны путей сообщения на полевых занятиях. (Фото из фондов музея ВО ЖДТ РФ)

Отдельно занимались кадрами железнодорожников. С одной стороны, происходило сокращение «личного состава». С другой стороны, упор был сделан на материальное благополучие работников, на снабжение их и их семей самым необходимым.

«Я пришел к неопровержимому выводу, что главная работа не в Москве, а на местах... Необходимо все силы бросить на фабрики, заводы и в деревню, чтобы действительно поднять производительность труда, а не работу перьев и канцелярий...» (с) из письма Дзержинского жене.

За три года работы Дзержинский сделал для восстановления транспорта многое, при этом, он успевал совмещать этот пост с другими. Привлечение старых специалистов, борьба с коррупцией, организационные изменения, создание вооруженной охраны, ремонт паровозов...

Впрочем, понял Дзержинский и еще кое-что:

Ф. Э. Дзержинский в 1923 году
Ф. Э. Дзержинский в 1923 году

«Я, работая почти три года на транспорте, убедился, что нельзя восстановить транспорт и железные дороги, не разрешая проблем металла, топлива, не разрешая вопросов товарообмена между городом и деревней. Но это сознание, к сожалению, среди очень ответственных наших работников еще не является господствующим, и, как следствие этого, возникает вопрос о противоречивости интересов промышленности и транспорта, о противоречивости интересов легкой и тяжелой промышленности...» (с) Дзержинский в феврале 1924 года, на пленуме Совета съездов государственной промышленности и торговли.

Таким образом, Дзержинский в истории — это не только «чекист» или «силовик». Это еще и «железнодорожник», «экономист», «кадровик». Он неоднозначная, но очень яркая фигура. И видеть в нем только «палача из ЧК» — явное упрощение...

С вами вел беседу Темный историк , подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте , смотрите видео на моем You Tube канале . Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.