Спорят тут: Дзержинского али Невского чтить? За грудки хватаются, пейсы рвут, зубы считают.
А по мне - всех надо. История, кудрить ея!
Апрель выдался холодным, как обычно и бывало испокон веку.
Хиус дул так, что лёд на Чудском озере гремел промёрзшей берёстой, пучился торосами и растрескивался.
Ратники мёрзли в камышовых плавнях в ожидании псов-рыцарей, но рыцари задерживались. Извечное их европейское высокомерие рождённых в канаве, но зубами выгрызших блага земные выскочек не позволяло явиться на битву вовремя.
Да и нравы, царившие в монастырях, заставляли большинство не только слуг Рима, но и наёмников-кнехтов вести себя как избалованная горожанка, решившая подзаработать звонкой монеты после закрытия портовой пивной...
Ратники скрипели зубами и тихонько поминали пятое апреля чёрными словами.
Ратники давно привыкли к пронизывающему ветру и холоду, но тут пошло в ход всё, что могло создать хоть видимость затишка: щиты, шлемы и даже кольчуги. Только кольчуги от ветра почти не защищали.
Беда была в том, что "лучшИе" новгородцы, евроориентированные и жадные как венецианские наёмники, сэкономили на длине кольчуг. Железо недёшево, а кольчуги, думали поставщики, один леший достанутся рыцарям в качестве трофея.
Не совладать мужичью сиволапому да князю-вьюноше с этакой силищей! Евро-о-опа!
Поэтому ратники поминали и их чёрными словами, а ближние дружинники шёпотом убеждали князя навести порядок после разгрома псов-рыцарей: "Доколе, князюшка, мы сих агентов иноземных терпеть-то будем? Доколе воровство их прощать будем? В пролубь их, поганцев, и все дела!"
Князь на морозном ветру утирал рукавом со лба пот (всё ещё не привык он людей рубить, да под лёд пущать), но кивал согласно: выживем - всех потопим, продажных купцов да бояр с низкой социальной ответственностью!
Вдали на озере из снежной мглы выделилось грязно-серое облако.
Мерный стук копыт закованных в броню коней заставлял лёд дышать и потрескивать.