Найти тему
Games & Movies

Болливуд: амплуа актёров, от которых им долго приходится избавляться

Амплуа актёра - это тот образ, который ему удаётся намного лучше остальных. Однако быть актёром означает демонстрировать на экране разные образы, от положительных до отрицательных. Хорош тот актёр, который удивительно хорош во многих своих образах.

Однако когда ты начинающий актёр, то спорить с режиссёрами и разбрасываться ролями, отказываясь от тех, которые не нравятся или кажутся неподходящими, у тебя не получается. Приходится брать то, что есть.

И потому у некоторых болливудских актёров надолго к ним прилипло определённое амплуа, в котором они наиболее известны и, не будем лукавить, очень даже хороши. Впрочем, на данный момент многие из них от своих привычных образов отошли или отходят на данный момент, что меня не может не радовать. Но тогда, ещё в начале их карьеры...

Так что сегодняшняя статья - моя попытка определить типичное амплуа для индийских актёров как в начале их творческого пути, так и на всём его протяжении.

Важное уточнение номер один: ни в коем случае не испытываю ненависти к данным актёрам, более того, многие из них - мои персональные любимцы. Если я ругаю то амплуа, которое к ним прилипло, то это вовсе не значит, что ругательства касаются самого актёра. Чаще всего режиссёры просто не предлагают ему других ролей, что не может не удручать.
Важное уточнение номер два: отсутствие спойлеров по фильмам)))

Ну что, поехали?

Амплуа № 1 - Брат.

В индийском кино чрезвычайно любят демонстрацию нормальных человеческих ценностей, типа любви, дружбы, верности, справедливости. Часто показывают семейные узы. И в некоторых фильмах центральная тема - это не любовь главного героя к главной героине, не месть злодею за страдания, а тема братской любви, верности и справедливости даже в отношении своего ближайшего родственника.

Одними из ярких представителей данного амплуа братиков являются Анил Капур, Джеки Шрофф - они сыграли братьев в легендарном "Рам и Лакхан", где гораздо больше времени уделялось как раз попытке матери примирить двух сыновей, которые мыслят разными категориями (полицейский против мошенника). Не стоит забывать о Шаши Капуре, который частенько играл братьев в своих фильмах. Самый яркий пример - фильм "Стена", где он с Амитабхом Баччаном состоит в родстве. И там снова один брат представляет закон, будучи полицейским, а второй - преступник.
Также тема братских уз представлена в фильме "Инспектор полиции" с
Джитендрой и Санджаем Даттом. Джитендра тоже частенько играл братьев, старших и младших, причём ему это амплуа очень идёт.

В принципе, ничего против данного амплуа я не имею, потому что быть братом - это круто. У самой два старших брата, так что я знаю, что это такое, быть младшей сестрой.
Единственное, что не всегда получается в картине, так это продемонстрировать достойную братскую химию. Бывает, что между актёрами не пробегает та самая искра, которая позволяет зрителю поверить в родство персонажей. Например, между Джеки и Анилом реально искрило, как между родными братьями. То же самое между Джитендрой и Санджаем в "Инспекторе полиции", но между Джитендрой и
Амритом Палом, сыгравшем главного злодея в фильме "Сети любви" (с Рекхой, Митхуном Чакраборти и Мандакини), такой братской химии не было. Мне с трудом верилось, что эти два персонажа как бы родные братья. Или тут дело в том было, что у персонажей этих было разное мировоззрение.

Амплуа № 2 - Крутой качок.

Мужчины-актёры не только Болливуда, но и того же Голливуда частенько демонстрируют свои накаченные мускулы, не прикрываясь никакой одеждой, либо имея минимум ткани на себе. Хорошо, когда действительно есть на что посмотреть, когда глаз зрителя визуально радуется, когда возникает желание получить подобное тело (стимул для похода в спортзал).

Но иногда демонстрации мускулов в кино очень много. Даже скорее слишком много. Из стандартных полутора часов экранного времени герои щеголяют кубиками пресса и накаченными бицепсами-трицепсами примерно час. Уже к середине фильма начинаешь уставать от подобного шоу.

К сожалению, в Болливуде есть и такое амплуа, как "крутой качок". Это как раз наш случай, с демонстрацией накаченной мускулатуры, того, что такой мускульный гигант может сделать. Если это задумано по сюжету, когда главный герой занимается каким-то видом спорта, то тогда это воспринимается не так нелепо (тот же "Султан" как раз яркий пример). А если не задумано? Я же, получается, не могу сосредоточиться на сюжете, когда передо мной то туда, то сюда фланирует главный герой без рубашки.

Яркими представителями данного амплуа являются Салман Кхан (что понятно, он слишком раскачался в последнее время) и Тайгер Шрофф, сын Джеки Шроффа. Салман, кстати, свой актёрский путь начинал в сравнительно худеньком состоянии, чуточку подкачивая мускулы в процессе работы актёром. Это выглядело довольно органично, не бросалось в глаза. Примерно к началу 2000-х он из органично сложенного, пускай и мускулистого (но в меру) парня превратился в перекаченный комодик на ножках. Уж простите, такая ассоциация у меня вылезла. А ведь он ещё пытается демонстрировать драматические сцены, в которые мне, как зрителю, мало верится. Да, он умеет играть не только смешные сцены или крутые, но и трагические, с надрывом и болью, вот только визуальное состояние его тела всё портит и сводит на нет все старания. По крайней мере, для меня лично.
Практически та же ситуация возникает с Тайгером Шроффом. Он вошёл в Болливуд сравнительно недавно, но уже, по-моему, с первым фильмом стал демонстрировать накаченное тело. Ему, к счастью, пока далеко до Салмана, и я искренне надеюсь, что перекачиваться он не станет. Но всё же... Всё же демонстрация шести кубиков (или восьми) на экране действительно отвлекает от сюжета. Мало кто находит в Тайгере актёрский талант, потому как всё, что в нём видят - бицепсы, трицепсы и пресс. А мы ведь не актёры боевиков, где такое априори считается нормой, мы пытаемся быть драматическими персонажами, с интересной историей.
Ещё один яркий представитель данного амплуа, но в начале своей карьеры - это
Сунил Шетти. Учитывая то, что он является обладателем чёрного пояса по восточным единоборствам, то и фактура тела у него соответствующая. Потому роли ему доставались аналогичные, где ярко демонстрировались внушительные бицепсы и трицепсы. Радует, что сейчас он уже ушёл от этого образа, перейдя либо к отрицательным героям, которых тоже отыгрывает на отлично (особенно психов), либо к второстепенным, но не менее важным для сюжета.

Да, я не люблю амплуа крутого качка. Это факт. Мне в фильме гораздо важнее сюжет, чем количество кубиков на чужом прессе. Когда актёр накачен в меру - это хорошо, как и не особо показываемая мускулатура. Но когда он картинно и слишком часто демонстрирует свои мышцы, смахивая на плохого бодибилдера, у которого мысли только об этом мускул-шоу... Это уже нервирует и отбивает желание смотреть фильм.

Амплуа № 3 - Клоун.

Вот знаете, может, я не права, может, сужу со своей колокольни, но... почему в индийском кино считаются смешными обезьяньи ужимки, кривляния и плоские шутки? В процессе написания статьи попробовала посмотреть парочку фильмов с юморной тематикой и поняла, насколько там всё плохо с шутками.

Один из тех немногих актёров, кто часто был на главных ролях, но с чьим именем увязывается амплуа вечного весельчака, клоуна - это Говинда. Он мог демонстрировать серьёзное выражение лица, играть в драматической сцене, но его шутки до этого момента напрочь сбивают весь трагический или серьёзный настрой. Да, не стану спорить, что в этом весёлом образе он удивительно органичен, не всегда смотрится нелепо, вот только почему-то все попытки сыграть драму или трагедию начинают восприниматься не как должно бы быть, а как переигрывание. Может, это только у меня так?

Но, по крайней мере, Говинда со своим клоунским амплуа не смотрится так нелепо, как следующий актёр - Джонни Левер. Один из самых известных и ярчайших представителей актёров комического образа, которых пихают практически в любой фильм, даже тот, где юмор в принципе не особо нужен. Но если Говинда умудрялся не портить основное впечатление от картины, то Левер уже после второго или третьего фильма, где он был в качестве основного источника юмора, меня начинал раздражать. Он настолько сильно переигрывает, что даже шутки смотрятся нелепо и чуждо. Ту же "Страсть" с Аджаем Девганом, Каджол, Амиром Кханом и Джухи Чавлой я до сих пор не могу посмотреть именно из-за его персонажа. Он дико меня раздражал в "Каране и Арджуне", хотя этот фильм - один из самых моих любимых.

И честно вам скажу - по сути, я не против амплуа клоуна в фильмах. Главное, чтобы это веселье смотрелось адекватно, а не с переигрыванием и нелепостью. И жалко, что тот же Говинда до сих пор не может избавиться от этого образа.

Амплуа № 4 - Попаданец в тюрьму.

Сунил Шетти (Картинка с просторов Интернета)
Сунил Шетти (Картинка с просторов Интернета)

Борец за справедливость, которого враги-негодяи подставляют и он отправляется в тюрьму - распространённая тема для фильмов начала 90-х годов.

Особо не повезло в этом плане, опять же, Сунилу Шетти. В его фильмографии точно есть десяток (а то и больше) картин, где его героя, пытающегося противостоять злу посредством своих мощных кулаков, подставляют и садят в тюрьму. Он сидит какое-то время, потом совершает побег (самостоятельно или с помощью верных товарищей) и начинает мстить своим врагам. В конце фильма либо возвращается в тюрьму, досиживать, либо выясняется незаконность его приговора.

Слушайте, когда такая тематика у актёра в двух-трёх фильмах - это более-менее нормально. Но когда это практически постоянно... потому, начав смотреть фильмы с Сунилом с самого начала, я уже картине к пятой или шестой могла точно угадывать, что вот, он что-то сделает, потом его подставят и он обязательно сядет в тюрьму. Наскучивало ли такое развитие сюжета? Могу честно сказать, что да.

Итак, я даже очень рада, что данная тенденция садить главных героев (особенно в лице Сунила) в тюрьму к середине фильма и потом заставлять всем мстить на данный момент в Болливуде уже выдохлась. Это далеко не самое интересное амплуа, оно оставляет мало места для актёрской игры. Всё, что нужно - серьёзное или даже злое лицо, ярость в глазах и быстрые ноги.

Амплуа № 5 - Бандито-гангстерито.

Помимо довольно любимой в индийском кино тематики полицейских, там также любят демонстрировать главных героев, которые являются представителями противоположного лагеря - то есть, бандитов. Ну, или гангстеров. Изначально многие из них начинают свой путь с обычного, достаточно честного парня, а потом переходят, так сказать, на сторону зла. И лишь к концу фильма выясняется, что все эти богатства, дорогие машины и прочие "радости" не приносят настоящего счастья. А вот как раз последнее заключается в любви, семье, дружбе, верности и справедливости.

Одним из самых ярких представителей амплуа бандито-гангстерито является Санджай Датт. На его счету очень много картин, где он сыграл такого персонажа. В "Инспекторе полиции" он является преступником, против закона полиции выступает в "Злодее", преступник же представлен им в "Двоих заключённых". На опасную дорожку беззакония он вступает в фильме "Имя", опасным убийцей, который перевоспитался под влиянием любви, предстал в "Пуле" с Джеки Шроффом и Манишей Коиралой. И да, эти его гангстеры практически всегда разные, не похожи друг на друга, что не может не радовать.

Представителей преступного мира частенько на экране демонстрировал - и изредка продолжает это делать, - непревзойдённый Амитабх Баччан. "Дон. Главарь мафии", "Стена", "Месть и закон", "Огненный путь", "Владыка судьбы" - это только самые его известные фильмы, где он сыграл преступника. Причём далеко не всегда по своей воле его персонажи такими гангстерами становились. Обстоятельства, знаете ли...

Ещё одна легенда Болливуда весьма блистательно играет преступников разного толка - от вынужденных боссов гангстерской банды до киллеров. Речь идёт о Митхуне Чакраборти. Хотя в его фильмографии преступников гораздо меньше, чем у Санджая и Амитабха, представителей мира беззакония он демонстрирует на экране тоже весьма убедительно. Даже в отрицательных ролях. Главное, только в глаза не смотреть, потому что те всё выдают - уж очень добрые они.

Так-то я более-менее положительно отношусь к данному амплуа, потому как всегда можно найти в преступной тематике что-то новое и интересное. Единственный минус такого образа - тот факт, что он романтизирует преступное существование. Если на экране перед нами предстаёт относительно положительный главный герой, который встаёт на преступный путь, его поклонники, особенно юные, начинают думать, что быть преступником круто. Нет, лапушки, это далеко не круто, а очень опасно и напрочь меняет твою психику. Актёрам хорошо, по большей части они только играют бандитов и гангстеров, на самом деле ими не являясь. Ну, это если не вспоминать о некоторых фактах из биографии Санджая.

Амплуа № 6 - Борец за справедливость.

Не менее горячо любимо ещё одно амплуа среди индийских актёров. Это борец за справедливость, этакий Супермен в человеческом обличии, который колесит по улицам родного города и от души метелит руками разных негодяев. Практически все Болливудские актёры в своё время представляли именно этот образ, даже хоть разочек.

Одним из самых ярких представителей такой категории актёров является Раджникант. В большинстве своих фильмов он представляет оплот справедливости, её ярчайшего поборника, который способен раскидывать врагов одним взмахом ресниц. И это я совсем немного утрирую, потому как у актёров преимущественно южного кино есть одна не совсем хорошая черта - они слишком переигрывают, потому их боевые потуги смотрятся крайне нелепо, против законов физики (один человек не может перевернуть машину, если он не супер-сильный). В качестве яркого примера могу привести фильм "Слепой закон", где Раджникант играл с Хемой Малини, Риной Рой и Амитабхом Баччаном. Там герой Раджниканта - просто апофеоз борца за справедливость. Особенно когда глаза кровью наливаются.

В самом начале своей актёрской карьеры Аджай Девган также представлял типичного борца за справедливость. Это могла быть как глобальная борьба, так и локальная, за счастье своих близких. В силу своего родства с Виру Девганом, известным постановщиком боевых сцен и различных трюков, Аджай на экране демонстрировал то же самое. В принципе, он действительно довольно опытный, так что в его случае все эти трюкачества нелепо не смотрелись, и это радовало. Аджай также демонстрировал неплохой актёрский талант, что тоже радовало. Среди самых ярких образчиков такого амплуа я могу указать "Шипы и розы", "Неукротимый дух", "Любовные потрясения" и другие. А вот уже к началу 2000-х в его активе стали появляться более драматические роли, где он никому не бил морду, а страдал или сталкивался с определёнными проблемами в обществе.

А если Амитабх Баччан не играл преступников, то он был сердитым молодым человеком, или борцом за справедливость. "Затянувшаяся расплата", "Шахеншах", "Чёрный камень", уже упомянутый "Слепой закон", "Носильщик" и многие другие - в своём амплуа сердитого молодого человека Амитабх стал безумно популярным в Индии. Но так же, как и Аджай, он умудрился отойти от своих привычным образов - преступника и борца, - и стать действительно разноплановым актёром, который мог и в драме сняться, и в комедии, и в триллере.

Если в случае с амплуа преступником меня смущала романтизация незаконного существования, то в случае с борцами за справедливость не возникает вообще никаких претензий. Противостоять большей части общества, если ты знаешь, что правда на твоей стороне - это не плохо. Даже если ты вообще в одиночку можешь бороться. Главное, продвигать настоящую истину, защищать её всеми возможными способами. И да, по крайней мере, Аджай с Амитабхом очень убедительны в демонстрации героев-борцов за справедливость.

Амплуа № 7 - Герой-любовник.

Ну и последнее амплуа индийских актёров, которое мне хотелось бы выделить - это герой-любовник. Если ты не преступник, не полицейский, не клоун, не качок и не вечный братик, не попаданец в тюрьму - то иди в герои-любовники.

Данный образ на крайне долгий период прилип к Шахрукху Кхану, до сих пор он пытается его активно отлепить, да амплуа всегда догоняет и даёт под дых. Не спорю, он удивительно харизматичен, очарователен, один взгляд его глаз с хитринкой и нежностью способен очаровать и вызвать бабочек в животе, но также Кхан убедителен в других ролях. У него хорошо получаются отрицательные роли - один его маньячелло одержимый из "Жизни под страхом" или похожий на него персонаж из "Каприза" чего стоят, сама бы придушила сволочей. Преступников ему тоже с руки играть, хотя бы "Дона" вам в пример. Но по большей части Шаху дают именно роли героев-любовников, и я бы не сильно по этому поводу переживала, если бы в партнёрш ему не стали пихать девушек, вдвое моложе его. Визуально, извините, это смотрится чуточку нелепо, когда уже явно не молодой мужчина 50 годиков милуется с девчулей, которой от горшка два вершка, т.е. лет 20-25 от силы.

Ранний Саиф Али Кхан, сын Шармилы Тагор, бывший муж Амриты Сингх и нынешний супруг Карины Капур Кхан, тоже получал преимущественно роли героев-любовников. Не самая соблазнительная внешность, но удивительное обаяние позволяли ему достоверно на экране соблазнять различных девушек. Моя личная претензия в том, что он слишком милый тогда был. Это сейчас он стал более брутальным, а тогда ставить его на роли преступников или гангстеров было неразумно. Да, он играл плутов и мошенников, но их специализацией был обман людей, не убийства и грабежи.

Аналогичная ситуация наблюдалась у раннего Ранбира Капура. Внук Раджа Капура, сын Риши и Ниту Капуров, было неудивительно, что он вступил на актёрский путь. Но в самом начале ему мало давали более драматические и продуманные роли, как в том же "Барфи". Один из самых его известных фильмов - "Берегитесь, красавицы". Вот там он ярчайший пример героя-любовника, причём не только для одной актрисы (в лице Дипики Падуконе), не только для главной героини. Соблазнение, флирт и прочие "радости".

Чуть лучше ситуация у Ранвира Сингха в начале его карьеры. В отличие от Ранбира, он только в парочке-тройке начальных картин представлял типаж героя-любовника. В качестве примера могу привести "Свадебный переполох" (плюсом там типаж героя-лоботряса). Ранвир тоже обаяшка, тоже способен очаровать практически любую девушку, так что в то, что он показывает в данном амплуа на экране всё же верится.

Что насчёт самого амплуа, его оправданности в киноиндустрии Индии. Вот если честно, далеко не всегда хочется смотреть на детективы, боевики, триллеры и драмы. Хочется отдохнуть душой и головой, посмотреть мелодраму, порадоваться за героиню, что ей достался такой очаровательный вьюноша в пару. Вот только иногда режиссёры забывают, что их актёры не молодеют, и с возрастом играть героев-любовников им становится несподручно. Они начинают смотреться нелепо в паре с гораздо более молодой девушкой. Ну кто, скажите, мешает снимать драматические картины с Шахрукхом, где в паре с ним кто-то типа той же Каджол, Рани Мукхерджи, Джухи Чавлы, Урмилы Матондкар? Или триллер какой-нибудь. Шахрукх обаяшка даже несмотря на свой возраст, но, блин, перестаньте лепить из него героя-любовника, пожалуйста!
За Саифа, Ранбира и Ранвира я очень рада, им всё же удалось уйти от этого любовно-героического образа, так что на данный момент они умудрились поиграть разных героев. Особенно мне понравился одержимо-психованный Алауддин от Ранвира в "Падмавати".

Особое упоминание - Khiladi-парень.

Акшай Кумар - неплохой актёр, который и в драме хорош, и в комедии, и в триллере (Картинка с просторов Интернета)
Акшай Кумар - неплохой актёр, который и в драме хорош, и в комедии, и в триллере (Картинка с просторов Интернета)

Напоследок я не могла не упомянуть об одном амплуа, которое прилипло только к одному человеку. К Акшаю Кумару. Целая серия фильмов, в названиях которых содержалось слово "khiladi", c разными партнёршами, но чаще всего Равиной Тандон, Шилпой Шетти и Твинкл Кханна (ставшей партнёршей в семейной жизни, т.е. его женой).

Герои Акшая могли бы попасть и в категорию борцов за справедливость, и к героям-любовникам, и к крутым качкам, но к нему умудрились прилепить ярлык khiladi, который он усиленно стремится уничтожить. Кстати, это вполне неплохо у него получается. Разве что проекты у него иногда бывают достаточно спорные. Впрочем, Акшай уже сделал себе имя, у него сложился определённый авторитет в Болливуде, и сбрасывать его со счетов новым актёрам не стоит - он реально может их за пояс заткнуть и остаться в выигрыше.

К сожалению, к образу khiladi я лично отношусь не особо позитивно. Акшай - универсальный актёр, он не должен застревать в одном образе. Когда он демонстрирует разные типажи, это радует.

Честно говоря, я не очень люблю, когда актёры застревают в одном амплуа и не показывают особого желания что-то менять. Актёры на то и актёры, что должны демонстрировать разные образы, меняться если не внешне, то внутренне на экране. Я люблю, когда актёры Болливуда показывают себя с разных сторон - когда они могут и в комедии не смотреться нелепо, и в драме, и в триллере. Когда отдельная личность может меня напугать, насмешить и заставить плакать после просмотра его фильма - это чудесно. Когда я из раза в раз вижу только один и тот же типаж, то и смотреть дальше фильмы просто не хочется.

Надеюсь, вам понравилось. Как всегда, жду вас в комментариях. Выражайте своё мнение по поводу темы статьи, делитесь своими примерами амплуа, актёрами, к которым они прилипли.

До встречи в следующей статье!