Найти тему

Описание похода по заповеднику «Вишерский» со сплавом по реке Вишера до посёлка Вая. Часть 5.

Природа Северного Урала красива и сурова. Правильнее сказать, что природа Северного Урала красива своей суровостью. Вековая тайга, не знающая человека и его пагубного влияния… Горы, простоявшие тысячи и тысячи лет и пережившие миллионы ветров и бурь… Реки, пробившие себе дорогу в твердыне скал и потому не меняющие русла в течение сотен лет… Поверьте, на все это стоит посмотреть. Если вы истинный знаток красоты и ценитель настоящей первозданной природы, то вам обязательно нужно побывать на Северном Урале. К сожалению, суровость нашего края не всегда приносила эстетическое удовольствие и радость людям, посещавшим эти края. Была в истории нашей страны страница, которая позорным пятном лежит на одних и светом святого мученичества освещает других ее героев. Имя этой страницы – ГУЛАГ. Соловки, Магадан, Байкало-Амурская магистраль – все эти названия хорошо известны нам благодаря людям, описавшим их в своих мемуарах и художественных произведениях. Но есть огромное количество лагерей и поселений, которые не нашли своих певцов, в которых не побывали Солженицын, Гинзбург, Шаламов и люди подобные им. Одно из таких мест – Чувальские поселения ГУЛАГА на Вишере. Местные жители рассказывают страшные истории об этих поселениях. В 30-х годах людей, осужденных по политическим статьям, поднимали вверх по Вишере до горы Чувал, где давали одну пилу на двоих и оставляли жить, без продуктов питания и без каких-либо средств существования. Происходило это поздней осенью или ранней зимой, когда уже ложился снег. Учитывая это, а также тот факт, что в радиусе нескольких десятков километров не было ни одного населенного пункта, было понятно, почему поселенцы не могли никуда убежать и были вынуждены выполнять каторжную и смертельную для себя работу – валить лес и заготавливать древесину. Сказать, что смертность среди заключенных была высокой – все равно, что ничего не сказать. Отсутствие почвы, как таковой, каменистая порода гор (в которой невозможно было даже выкопать более-менее глубокую землянку), лютые зимние морозы делали свое дело: большинство поселенцев не переживали и одной зимы. Умирали от голода и от холода. По иронии судьбы слово «чувал» на местных диалектах означает «печь» (гора напоминает формами печку), но эта «печь» не могла согреть своих жителей. Самое страшное состояло в том, что у живых не было ни сил, ни возможности похоронить тела погибших. Мертвецов просто складывали в какой-нибудь землянке или яме и оставляли так лежать до весны. С первыми оттепелями, когда сходил лед с Вишеры, тела загружали на баржи и сплавляли вниз по течению, вместе с заготовленными бревнами. По ходу движения барж трупы просто сталкивали в воду либо оставляли на берегу, даже не удосуживаясь похоронить как следует. Как говорят очевидцы, еще в 80-х годах на Чувале можно было увидеть полуразрушенные землянки, полные человеческих костей.

-2

День 5.

Радиальный выход на хребет Чувал. Ночь была холодная, температура опустилась до 0°. А утром солнышко играло всеми своими переливами, Чувал открылся, и мы решили на него сходить. Заправив термосы и взяв с собой перекус, выдвинулись. Шли по старой французской дороге, из-за дождей она была сырая, по ней с шумом текли ручьи. Идти легко, плавный подъем, планировалось дойти до поляны, где соединяется тропа от Чувальских бараков и тропа с 71 квартала, но группа просто летела, и мы решили идти до реки Чувалка.

По тропе на хребет Чувал.
По тропе на хребет Чувал.

Вдоль тропы встречаются остатки некогда бурлящей здесь жизни, вагонетка, шурфы (постепенно затягивающиеся, как раны). Про эти места ходят много жутких историй, было решено про них не рассказывать, страха и так хватало, на тропе было замечено большое количество свежих медвежьих следов. Причём как маленьких, так и больших и в разных направлениях. Не хотелось бы встретиться с медвежатами, а тем более с их мамой. Группа значительно прибавила темп ходьбы.

Редуктор лебедки, остался в стороне от тропы. Скорее всего от эпохи лесозаготовок.
Редуктор лебедки, остался в стороне от тропы. Скорее всего от эпохи лесозаготовок.

Погода отличная, даже жаркая. Вот уже подходим к реке Чувалка, отчётливо слышно, как она несёт свои кристальные воды вниз по склону. Здесь у нас привал и небольшой перекус. Немного отдохнув, продолжаем путь, через пару километров будет урочище Верхние Чувальские бараки. Когда здесь была жилая изба, а сейчас только след от неё, она сгорела. После урочища подъем более крутой и выходишь на плато хребта Чувал.

На плато хребта Чувал, вдали красуется гора Мартай.
На плато хребта Чувал, вдали красуется гора Мартай.

Чем выше мы подымаемся на плато, тем больше поражаемся удивительные краски природы, в небесах порхают два крупных ястреба, видимо высматривая мышей в разнотравье хребта. Всюду желтеет зверобой.

Альпийские луга.
Альпийские луга.

Ну вот мы дошли до маркированной тропы маршрута «По южной границе заповедника» она выходит на реку Болтоная, а далее на реку Вёлс, но нам туда сегодня не надо. Подымаемся на плато и решаем перекусить и хорошенько отдохнуть. Погода хорошая, сухо. Располагаемся прямо на мху, можно комфортно повалятся в природной перине.

Мягкий, моховой, ковер хребта Чувал.
Мягкий, моховой, ковер хребта Чувал.

Восстановив силы идём гулять по плато, прямо перед нами открывается красавец Мартай, чуть правее Караульная сопка, а левее хребет Пут Тумп. А еще левее в дымке виден великан Тулым и Ишерим. Здесь, не далеко, установлен горный модуль, идём смотреть его. Модуль поставлен для туристов, попавших в ненастье, что б могли переждать. В модуле 4 места, печь, можно спокойно пережидать погоду. Вокруг виднеется морошка, весна была поздняя и ягода еще не спелая, красная.

Хребет Тулымский Камень.
Хребет Тулымский Камень.

Как и во всех горах, вдруг, от куда-то появляются тучки, решаем спускаться вниз, от модуля идём на прямую, обходя кусты можжевельника. Ну вот мы и обратно на тропе, спускаемся быстро, пробежав мимо Чувалки, по тропы появляются кусты черники, группа останавливается, такое удовольствие никто не хочет пропустить.

Погода в горах меняется очень быстро.
Погода в горах меняется очень быстро.

Наевшись и собрав с собой пару литров черники идем дальше, по пути собирая грибы. Так незаметно мы возвратились в лагерь, где нас так рано не ждали и были приятно удивлены. Забегая вперед скажу, вторую половину дня в лагере мы провели так же очень интересно, но это в следующей части.

продолжение следует...