Найти в Дзене
kin0guru

Дело о "болгарской спичке". Экспертиза в кино (продолжение)

Татьяна Пилецкая в фильме "Дело № 306"
Татьяна Пилецкая в фильме "Дело № 306"

Роман Ужасов:

Словно олицетворяя гендерную сущность богини Фемиды, первыми экспертами-криминалистами современного типа в нашем кино стали женщины. Конечно, не с глухой повязкой на глазах, а, напротив, обладающие острым и трезвым профессиональным взглядом. Например, лейтенант милиции Корнева, проходящая в нашем кинорасследовании по делу № 306, с ходу уверенно определяет по следу марку автомобиля и даёт ценную розыскную информацию. И, разумеется, первая среди равных – Зинаида Яновна Кибрит, сотрудник НТО Петровки (научно-технического отдела, предтечи современных экспертно-криминалистических центров).

Краткая биография, которую можно почерпнуть о ней из телефильмов и повестей супругов Ольги и Александра Лавровых – авторов цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи», такова: возраст, лет 35, образование – высшее, биологическое и юридическое. Упоминается, что на юридическом она училась вместе с Томиным, после чего пришла в органы, из чего можно заключить, что биологическое образование Кибрит первично, а это очень важно, отметим. Специальность – судебная экспертиза. Специализация… вот тут сложный вопрос, практически такой же, как и с личными отношениями. На момент начала сериала – свободна, хотя позже поминается некий полковник ОБХСС со стальными… глазами, а потом даже какой-то муж, но в кадре он не появляется и вообще мало себя проявляет. Возможно, муж вовсе не настоящий полковник, а учебный, вроде экспертиз для курсантов школы милиции, которыми в одной из серий Зиночка откупается от шантажиста, посягающего на её семью: сестру, зятя, племянника и кобелька Рикки.

Из открытых источников
Из открытых источников

Итак, перед нами женщина, приятная во всех отношениях подкованная в самых разных областях криминалистической экспертизы. Выдающегося ума (интуиция в пять раз превышает норму), характер такой, что фронтом командовать, а выбивается из сил, обуреваемая страстями и служебным долгом. Если в фильмах её особые отношения со Знаменским только слегка намечены, то в повестях об этом сказано более определенно, хотя и через призму служебных отношений.

Возвращаясь к вопросу о специализации, констатируем: Зиночка умеет всё! Обрабатывает бумагу химией для выявления следов папиллярных узоров, по характеру отображения букв в отпечатанном на машинке письме делает вывод об авторе, на чашечках весов определяет наличие следов золота и кремния, по отслоившимся частицам лакокрасочного покрытия автомобиля устанавливает водителя. В сериях «Динозавр» и «Ушел и не вернулся», Кибрит дает пояснения (даже излишне увлеченно) по нюансам экспертизы крови.

Albert Magnus:

Одна из бед сериала про Знатоков, да и многих прочих - это то, что авторы сценариев, в лучшем случае бывшие следователи или опера, а чаще журналисты-борзописцы, о работе экспертов и специалистов-криминалистов имели и имеют очень смутное представление.

Да, конечно, она не настолько кинематографически увлекательна, чтобы выставлять её в центр повествования, но совесть тоже надо иметь, чтоб хотя бы избегать очевидных ляпов. И консультантами брать не только кабинетных генерал-полковников юстиции, слона съевших на расследовании дел о хищениях соцсобственности, но и тех, кто хотя бы пару лет отмахал дактилоскопической кисточкой. Иначе не проникала бы в фильмы такая чушь, как в деле знатоков N4 "Динозавр", где на месте происшествия был очерчен мелом контур тела. В то время как чудом выжившего от ножевого в область сердца должны были доставить в реанимацию ещё до прибытия опергруппы! Впрочем, покушение на убийство в любые времена, а тем более в мирные 1970е годы, являлось особо тяжким преступлением и потому на него должна была выехать не славная троица ЗнаТоКи, а следователь прокуратуры (не Знаменский), как минимум три опера (а не один Томин) и участковый, само собой. И не пришлось бы Зиночке делать поквартирный обход. Ведь так недалеко и до сериала "След" (не к празднику будет помянут) с его универсалами из ФЭС.

Тот самый контур.
Тот самый контур.

Р.У.: А вот тут мы подходим к интересному моменту. Как в кино передать достоверность происходящего или, по крайней мере, создать иллюзию достоверности? Те, кто работал на местах происшествий, скорее всего скажут вам, что этот меловой силуэт - всего лишь киношный штамп. Никто так давно не делает. Другой вопрос, насколько давно. В начале семидесятых такое ещё в принципе могли практиковать. Да и до настоящего времени в Уставе патрульно-постовой службы сохраняется следующий пункт:

" Патрульный (постовой), оказывая первую доврачебную помощь или направляя потерпевшего в медицинское учреждение, осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к преступлению, по возможности устанавливает его личность.
Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение рук, ног, головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств."

Так что при всём твоём горячем желании считать это ляпом не получится. А с точки зрения кинематографии, этот контур в сцене служит центром композиции кадра, как бы концентрируя и организовывая действие - не просто так собрались посудачить в подъезде люди в домашней одежде. Я думаю, этот ход здесь полностью логичен.

А.М.: А за излишне задушевную болтовню, с раскрытием практически первым встречным важных обстоятельств дела, Зинаиду Яновну по головке точно бы не погладили (где здесь интуиция и многолетний опыт, спрашивается?).

Вот к чему ведёт сценарное бессилие (да простят меня поклонники ЗнаТоКов) с желанием любыми средствами расширить роль третьего участника детективной франшизы.

Из открытых источников
Из открытых источников

А.М: В деле N6 Кибрит вновь оказывается в центре, на этот раз в качестве жертвы шантажа. Оставлю за скобками возможность выдачи кому попало адреса сотрудника правоохранительных органов (в начале 1970х всё могло быть), но словесный, субъективный портрет опасного гостя такой опытный эксперт могла составить? При том что к тому времени и фотороботы (по крайней мере в Москве) уже вошли в милицейский обиход. Но откуда об этом было знать сценаристам и генерал-консультанту, правда? Им важнее в духе детективов 1950-х (а то и 1930х годов) представить старушенцию - недобитую наследницу бывших домовладельцев, а ныне ютящуюся с раскулаченной служанкой в одной комнате - главарём банды спекулянтов золотом, да к тому же сбивающую молодёжь с правильного пути. Кое-где у нас порой...

Р.У: Ну, а кто без греха? Кто без греха, в того мы первого бросим камень. Конечно, не обошлось в сериале без некоторой мифологизации (или, точней, идеализации) возможностей экспертизы. В мире великих сыщиков и авторов детективов всегда наличествует строгая зависимость изменений во внешней среде, от времени, прошедшего с момента события:

«… Да, а что задвижка? Когда ее пилили?
- Пал Палыч, не все сразу! Задвижка у химиков. Исследуют степень окисления по часам, длинная история»
«С поличным »

Увы, подобные вопросы очень редко (читай – никогда) возможно решить достоверно. Слишком много факторов влияет на скорость процессов протекающих в реальной жизни, особенно когда речь идет часах и минутах.

Но такого в «ЗнаТоКах» всё-таки сравнительно немного. Уровень достоверности (для меня во всяком случае) остаётся высоким. А может я просто по старой памяти неравнодушен к этой киношной троице. Да и сам, в своё время, был эдаким многостаночником, занимающимся и химическими и трасологическими, и дактилоскопическими исследованиями.

Из открытых источников
Из открытых источников

И в жизни такое довольно редко, но встречается, иногда от настойчивого желания вникнуть в смежные виды деятельности, чаще от вечного нашего недофинансирования и стремления сэкономить там, где экономить, возможно, и не следовало бы. А вот в детективе это тем более оправдано. Не держать же для нужд расследования целый научно-исследовательский институт.

Однако, на примере троицы ЗнаТоКов отчетливо видна проблема всех выдуманных криминалистов; одними рассуждениями за науку и сосредоточенными взглядами во всякую оптику, не создать полнокровный образ. Зиночка изо всех сил старается – на протяжении десятков серий она и фотографирует, и ищет следы рук, и в лупу смотрит, и в микроскоп. А еще изготавливает гипсовые слепки, берет смывы, просто говорит много умных вещей, да так, что ни Пал Палыч, ни взрывной Томин не обижаются... Тем не менее, во многих эпизодах для неё совсем не находится дел. Тогда она бросает всё – уезжает в Болгарию (где узнаёт, что её фамилия на болгарском означает "спички"), готовит какие-нибудь фрикадельки с морковью, или просто беседует по-женски с одной из фигуранток, как в фильме «Он где-то здесь». А на заднем плане скучают без дела сравнительный микроскоп и кожаный кофр с фотоаппаратурой.

Из открытых источников
Из открытых источников

Последователи же, число которых в современных детективных сериалах уже не поддаётся учёту, и вовсе пускаются во всё тяжкие практически самостоятельно проводя расследования, а то и самостоятельно совершая приговоры. Но это, как говорит нынче с экрана постаревший Томин - уже совсем другая история.

Читайте так же по теме: "Эксперт-криминалист на экране"

(c) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru

#совместные обзоры от kin0guru #тайны кино от kin0guru #советские кинодетективы