В июне прошлого года увидело свет Постановление Правительства РФ N 890. Инициатива безусловно нужная и полезная, но насколько она выполнима с учетом существующих реалий? Давайте попробуем разобраться.
Что день грядущий нам готовит...
Главное, что нужно понимать — законопроект позволяет наконец реально запустить розничный рынок электроэнергии. Ведь его, розничного рынка, в настоящее время фактически не существует. Подавляющее большинство потребителей — это потребители до 670 КВт, которые, по сути, никуда не могут деться от своего гарантирующего поставщика.
С внедрением интеллектуальных приборов эта зависимость пропадает. Теперь потребитель сможет сменить поставщика электроэнергии, выполнив несколько несложных действий прямо на своем смартфоне. И такие, прямо скажем, позитивные для потребителя перемены законодатель обещает уже в ближайшем будущем.
Если точнее, то уже с 1 января 2022 года минимальный набор функций интеллектуальных систем учета должен предоставляться со всеми вновь установленными приборами учета электроэнергии. А уже с начала 2023 года за невыполнение этих требований потребитель вправе потребовать уплаты штрафа. Проигнорировать эти изменения, как это было,например, с личными кабинетами сетевых организаций до ужесточения требований законодательства летом прошлого года, теперь не получится.
Какие функции должны быть предоставлены пользователю
Постановление получилось объемным и содержит большой объем информации, по всем функциям, которые должны быть реализованы в интеллектуальных приборах учета. Таковых, собственно, восемь:
- Передача показаний и результатов измерений приборов учета.
- Передача справочной информации.
- Информация о количестве и иных параметрах электроэнергии.
- Установление и изменение зон суток
- Ограничение режима потребления и восстановление подачи электроэнергии.
- Передача архива данных.
- Передача данных о параметрах и настройки событий
- Оповещения о возможных недостоверных данных.
Только лишь в рамках третьего пункта этого списка пользователь должен получать данные об объемах электроэнергии по каждой точке поставки, об объемах реактивной энергии, о потреблении в часы пиковой нагрузки, о потерях электроэнергии, о соотношении величин потребления активной и реактивной мощности и другую информацию. И все это только по одному пункту. В общем же получается весьма внушительный объем информации, который должен предоставляться безвозмездно с прибора учета или в личном кабинете на сайте поставщика электроэнергии с применением защищенных протоколов передачи данных.
Кроме того, Постановление содержит подробные требования к правилам присоединения приборов учета, к защите информации, протоколам ее обмена и другим деталям, останавливаться на которых подробно здесь не имеет смысла. Можно лишь констатировать, что сетевые организации стоят на пороге серьезных цифровых перемен.
Ожидания и реальность
Как будут реализованы столь значительные перемены мы сможем воочию наблюдать уже в обозримом будущем. Пока же поразмышляем о том, как существующие реалии могут отразится на инициативе законодателя.
Чтобы предоставить потребителю доступ к системе интеллектуального учета, необходимо разработать соответствующее программное обеспечение. Понятно, что это потребует и значительного времени, и финансовых ресурсов в размере нескольких миллионов рублей. Помножив это на общее количество гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, можно предположить, что на тарифах это отразиться далеко не в лучшую для потребителя сторону. Но...
Не факт, что затраты на разработку соответствующего функционала утвердят региональные регуляторы рынка. Кроме того, за тарифами сейчас внимательно наблюдает государство. Потому вероятность включения вышеупомянутых затрат в тарифы, на мой взгляд, достаточно невысока.
В общем, начинать необходимые работы нужно, как говориться, уже вчера. Сроки предельно сжаты. При всем желании создать сервис такой сложности за 2-3 месяца просто невозможно. С любыми ресурсами. Особенно с учетом того, что у значительной части гарантирующих поставщиков сетевых организаций просто нет компетенций в разработке программного обеспечения таких масштабов. Как они будут выбираться из этой ситуации пока не очень понятно.