Найти тему
Energo.blog

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ. ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ.

В июне прошлого года увидело свет Постановление Правительства РФ N 890. Инициатива безусловно нужная и полезная, но насколько она выполнима с учетом существующих реалий? Давайте попробуем разобраться.

Что день грядущий нам готовит...

Главное, что нужно понимать — законопроект позволяет наконец реально запустить розничный рынок электроэнергии. Ведь его, розничного рынка, в настоящее время фактически не существует. Подавляющее большинство потребителей — это потребители до 670 КВт, которые, по сути, никуда не могут деться от своего гарантирующего поставщика.

С внедрением интеллектуальных приборов эта зависимость пропадает. Теперь потребитель сможет сменить поставщика электроэнергии, выполнив несколько несложных действий прямо на своем смартфоне. И такие, прямо скажем, позитивные для потребителя перемены законодатель обещает уже в ближайшем будущем.

Если точнее, то уже с 1 января 2022 года минимальный набор функций интеллектуальных систем учета должен предоставляться со всеми вновь установленными приборами учета электроэнергии. А уже с начала 2023 года за невыполнение этих требований потребитель вправе потребовать уплаты штрафа. Проигнорировать эти изменения, как это было,например, с личными кабинетами сетевых организаций до ужесточения требований законодательства летом прошлого года, теперь не получится.

Какие функции должны быть предоставлены пользователю

Постановление получилось объемным и содержит большой объем информации, по всем функциям, которые должны быть реализованы в интеллектуальных приборах учета. Таковых, собственно, восемь:

  1. Передача показаний и результатов измерений приборов учета.
  2. Передача справочной информации.
  3. Информация о количестве и иных параметрах электроэнергии.
  4. Установление и изменение зон суток
  5. Ограничение режима потребления и восстановление подачи электроэнергии.
  6. Передача архива данных.
  7. Передача данных о параметрах и настройки событий
  8. Оповещения о возможных недостоверных данных.

Только лишь в рамках третьего пункта этого списка пользователь должен получать данные об объемах электроэнергии по каждой точке поставки, об объемах реактивной энергии, о потреблении в часы пиковой нагрузки, о потерях электроэнергии, о соотношении величин потребления активной и реактивной мощности и другую информацию. И все это только по одному пункту. В общем же получается весьма внушительный объем информации, который должен предоставляться безвозмездно с прибора учета или в личном кабинете на сайте поставщика электроэнергии с применением защищенных протоколов передачи данных.

Кроме того, Постановление содержит подробные требования к правилам присоединения приборов учета, к защите информации, протоколам ее обмена и другим деталям, останавливаться на которых подробно здесь не имеет смысла. Можно лишь констатировать, что сетевые организации стоят на пороге серьезных цифровых перемен.

Ожидания и реальность

Как будут реализованы столь значительные перемены мы сможем воочию наблюдать уже в обозримом будущем. Пока же поразмышляем о том, как существующие реалии могут отразится на инициативе законодателя.

Чтобы предоставить потребителю доступ к системе интеллектуального учета, необходимо разработать соответствующее программное обеспечение. Понятно, что это потребует и значительного времени, и финансовых ресурсов в размере нескольких миллионов рублей. Помножив это на общее количество гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, можно предположить, что на тарифах это отразиться далеко не в лучшую для потребителя сторону. Но...

Не факт, что затраты на разработку соответствующего функционала утвердят региональные регуляторы рынка. Кроме того, за тарифами сейчас внимательно наблюдает государство. Потому вероятность включения вышеупомянутых затрат в тарифы, на мой взгляд, достаточно невысока.

В общем, начинать необходимые работы нужно, как говориться, уже вчера. Сроки предельно сжаты. При всем желании создать сервис такой сложности за 2-3 месяца просто невозможно. С любыми ресурсами. Особенно с учетом того, что у значительной части гарантирующих поставщиков сетевых организаций просто нет компетенций в разработке программного обеспечения таких масштабов. Как они будут выбираться из этой ситуации пока не очень понятно.