Каждый, кто ездил в Италию в качестве паломника и имел целью свое путешествие поклонение мощам святых, видел путеводители, в которых указывался собор Сан-Маттео в городе Салерно. Считается, что именно там хранятся останки принявшего мученическую смерть сподвижника Иисуса Христа святого Матфея. Якобы они попали на Аппенинский полуостров еще в начале первого столетия нашей эры. То есть, практически сразу. Ватикан напрямую не опровергает этого факта, но и не решается говорить с уверенностью, каждый раз, когда на эту тему заходит речь, выбирая весьма обтекаемые выражения.
В чем причина? Дело в том, что Матфей — личность очень таинственная. И самое большое загадок, связанных с евангелистом, связано с его гибелью и последующем захоронением. Многие ученые, историки, археологи, теологии и религиозные деятели полагают, что мощей его в Италии нет и никогда не было. А останки святого можно найти в монастыре, некогда стоявшем на берегу озера Иссык-Куль, то есть, в Киргизии. Мог ли быть христианский монастырь так далеко в Азии, когда мы говорим о начале первого тысячелетия после Рождества Христова? Кое-кто, погорячившись, станет отрицать саму такую возможность. Однако, доподлинно известно и подтверждено археологическими находками, что именно там располагались твердыни несториан, которые в пятом веке были изгнаны из Византии. Течение, которому они следовали, представители церковной власти называли ересью. Но оно имело множество сподвижников в Сирии, которая тогда входила в состав империи. Позже изгнанники переместились в Персию, а оттуда ушли в Азию. Сегодня не подлежит сомнению, что недалеко от Иссык-Куля жили христиане. Их городища, церкви и кладбища были найдены археологами.
Все это хорошо, но могут ли где-то в Киргизии храниться мощи знакового святого Христианского мира? Есть документальные свидетельства, которые заставляют поверить в правдивость данной теории. В пятидесятых годах девятнадцатого века ученый из России Семенов-Тян-Шанский видел в Венеции документы, которые можно назвать хорошей зацепкой. Ему на глаза попались карты, начертанные во второй половине четырнадцатого столетия Авраамом и Иегуди Крескесами. Если верить им, то у северной оконечности Иссык-Куля некогда стоял армянский храм. Там и были погребены мощи Матфея.
Исследователь отправился в Туркестан и попытался найти монастырь. Но его изыскания не принесли результатов. Местные жители уверяли, что святыня и правда когда-то здесь стояла, но ушла под воду, как и многие города, которые раньше были в долине, но ныне погребены под толщей Иссык-Куля. Изучив все материалы, которые ему довелось собрать, Семенов-Тян-Шанский сделал вывод, что монастырь следует искать на дне Курментинской бухты. Учитывая возможности его эпохи, большего ученый сделать попросту не мог.
Следующим доказательством, исключительно косвенным, может служить тот факт, что отыскать святыню пробовали спецслужбы СССР. Руководство страны было уверено, будто в нем спрятаны не только мощи, но и настоящие сокровища. Эту информацию знающие люди почерпнули из схемы, которую в двадцатые годы прошлого века привез с собой из Китая один белогвардеец по фамилии Успенский. Он утверждал, что не сам начертил ее, а получил в наследство от священника, умиравшего за границей.
В результате многочисленных экспедиций, совершенных на протяжении прошлого века были к Иссык-Кулю археологами и кладоискателями, удалось установить — на дне озера покоится несколько крупных древних и средневековых городов. Местные жители неоднократно находили артефакты, которые выбрасывало на берег. Из кирпичей, некогда служивших для стен дворцов, они поколениями складывали новые здания и склепы для своих умерших. Немало ценных и раритетных вещиц удалось добыть с помощью современной техники и провести их анализ. Но ничто не свидетельствует о том, что в этих местах имелся некий монастырь.
Впрочем, есть один город, по иронии судьбы находящийся именно в Курментинской бухте, который по сей день не изучен. Он известен под названием Тюп. Вероятно, именно там следует искать мощи святого. Сегодня многие ученые придерживаются именно такого мнения. Каких-то сто лет назад здания Тюпа получилось бы увидеть с поверхности. Но воды в озере с каждым годом все больше, а потому изображение древних сооружений постепенно стирались, пока полностью не исчезли. Башни, созданные мастерами прошлого, примерно в пятидесятых скрылись от глаз наблюдателей. Долгое время это место считалось самым бесперспективным с точки зрения открытий, а потому археологи не предпринимали попыток добраться до руин. Теперь ситуация в корне изменилась. Есть энтузиасты, которые планируют в ближайшее время раскрыть загадку, связанную с Библейскими временами.
Иссык-Куль — озеро, которое привлекает множество туристов и само по себе представляет немалый интерес не только для любителей посмотреть красивую природу или насладиться азиатским колоритом, но и для почитателей истории. Под его водой до сих пор можно увидеть памятники прошлого — башни и крыши старинных зданий. Конечно, если знать, где искать. Кроме того, с водоемом связан целый ряд мифов. Например, обитатели детского дома, который был построен на берегу, там, где некоторое время назад располагался мужской Свято-Троицкий монастырь, утверждают, будто порой видят сияние в форме креста над поверхностью озера.
И вот вопрос: а так ли важно, где хранятся мощи этого святого (впрочем, как и любых других святых)? Куда больше вопросов вызывает история, им рассказанная, да и правдивость этой истории. Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь и оставляете лайки.
Желаю всем счастья и благополучия!
8888
Читайте также:
Город, похороненный под толщей воды и ила
Свитки Мёртвого моря: Музей Библии в центре грандиозной мистификации