Здравствуйте, дорогие друзья! Мы продолжаем знакомить вас с шедеврами советского кино.
Мы уже рассказывали о замечательном фильме "Вступление" (1962). Одна из составляющих успеха этого киношедевра - замечательный сценарий советской писательницы Веры Пановой. Кроме уже ставших классикой "Серёжи" и "Вступления" Вера Панова дала жизнь многим фильмам, которые не устарели и в наши дни. О таком фильме, созданном двумя великими советскими женщинами - режиссёром Татьяной Лиозновой и писательницей Верой Пановой - мы поговорим и сегодня.
"Евдокия", второй самостоятельный фильм Татьяны Лиозновой, и огромный её шаг на пути к бессмертию в истории русской культуры. На мой взгляд, величайшим достижением Татьяны Михайловны, безусловно, является эпопея "Семнадцать многовений весны", но второе место должно быть безоговорочно отдано "Евдокии".
Когда-то мы обсуждали с китайскими студентами вопрос: кого из великих женщин в русской истории они знают? К сожалению, список оказался недлинным: назвали Екатерину II, Ахматову и Цветаеву, Анну Павлову, Аллу Пугачёву. На мой взгляд, в этом списке обязательно должна быть и Татьяна Михайловна Лиознова (1924-2011), подарившую нашей культуре такие шедервы как "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе" и "Карнавал".
К сожалению (и, на мой взгляд, по какому-то странному недоразумению) "Евдокия" не входит в число известных советских фильмов. Впрочем, несмотря на хорошие сборы в прокате, фильмы не сумели по достоинству оценить и советские кинокритики. Так, он совершенно не упоминается в авторитетном 4-томнике "История советского кино".
А зря. Это замечательный фильм, на мой взгляд, один из лучших советских фильмов на тему любви, семьи и семейных отношений.
Лиознова, безусловно, не ставила перед собой задачи снимать шедевр мирового уровня. Она была очарована простотой и гениальностью текста Веры Пановой: вот простой рабочий Евдоким Чернышов, вот его жена Евдокия. Они очень разные люди, и в начале семейной жизни, как сейчас модно говорить, они "не сошлись характерами".
Но в конце фильма - это счастливые пожилые люди, которые вместе встречают старость в атмосфере любви и взаимопонимания. Что же произошло?
Обстоятельства сложились так (болезни, голод и нищета ранних лет советской власти), что в их семье оказалось пять приёмных детей (кстати, у Татьяны Лиозновой тоже была приёмная дочь, хотя режиссёр никогда не была замужем). Забота о детях, доброта и понимание со стороны мужа, пережитые вместе горести и потери спаяли семью Чернышовых. Никаких семейных психологов, никакого тёплого участия государства и райкома партии: только взаимное уважение, понятная без слов любовь и родительская ответственность.
Главные роли в фильме исполнили Николай Лебедев и Людмила Хитяева, которая к моменту съемок уже имела опыт работы в "Тихом Доне" и была актрисой первой величины. Я бы не записал фильм "Евдокия" в число безусловных актёрских успехов Хитяевой (это на фоне её работ в "Тихом Доне" и "Поднятой целине", где она творила настоящие чудеса). Другое дело - Николай Лебедев, который стал украшением картины. Немногословный и сильный мужчина, который, как говорят в Китае, создаёт 安全感 "чувство защищенности".
А вот молодые актёры сыграли в этой картине просто потрясающе. Особенно сильное впечатление на меня произвела Наталья Защипина - сейчас вряд ли кто-то и вспомнит такое имя. На фото она справа.
Молодая 23-летняя актриса с блеском демонстрирует на экране в коротеньких эпизодах искусство перевоплощения: вот она играет 17-летнюю девчонку, по уши влюблённую в красивого парня с родного завода, и тут же - бывшую разведчицу, женщину с израненным сердцем, на пожарищах войны растерявшей все женские слабости.
В конце фильма Татьяна Лиознова делает крутой поворот в повествовании и снимает небольшой эпизод о внезапной любви немолодых людей - то же, что она с блеском сделает через 7 лет в фильме " Три тополя на Плющихе".
В "Евдокии" есть немало общего с фильмом "Мачеха" Олега Бондарева который тоже выйдет в нашей рубрике "Один фильм". Но фильм Лиозновой мне понравился гораздо больше: секрет в прекрасном литературном материале. Вере Пановой удалось из простой семейной истории сделать масштабное полотно, показать дух и боль разных периодов истории, при этом полностью избежать штампов о ведущей роли партии в жизни каждой советской семьи и ярко показать трогательную искренность человеческих отношений.
Я крайне рекомендую этот фильм к просмотру - не с точки зрения киноискусства, а с именно как взгляд на советскую литературу, на её недооценённые шедевры.
Спасибо за внимание.