Найти тему
Центр "Хризма"

Epic fail Андрея Кураева: куда идёт протодиакон?

Хочешь остаться в Церкви? Умей любить её и в непогоду.
Протодиакон Андрей Кураев, «Ответы молодым»

Происходящее вокруг протодиакона Андрея Кураева имеет значительный резонанс. На 4 марта запланировано новое заседание церковного суда по его делу. Священнослужитель ведёт активную «пиар»-кампанию, пытаясь предотвратить своё извержение из сана – совершенно обоснованное, несмотря на все его высокомерные комментарии относительно церковного суда. Недавно Кураев дал интервью «Киберпопу» Андрею Федосову, в котором в очередной раз раскритиковал церковные порядки, провёл «скромные» параллели между своей ситуацией и историями свт. Афанасия Александрийского и прп. Феодора Студита (которые обращались за поддержкой в православный тогда ещё Рим). Кураев фактически пригрозил, что в случае его извержения из сана станет… апеллировать к Константинопольскому патриарху!

В моей жизни, как и для многих православных христиан, протодиакон Андрей Кураев сыграл определённое положительное значение, особенно в пору моего воцерковления и неофитства (2008-2010 гг.). Я не раз видел о. Андрея в коридорах и в столовой философского факультета МГУ, но на его лекциях не бывал (учился на другом отделении). Зато с упоением читал его книги и смотрел лекции.

Особое значение для меня получила книга «Протестантам о Православии», поскольку до Церкви я имел некоторый опыт пребывания в протестантской общине, а в неофитский период вынужден был изживать еретические клише и заблуждения о Православии: о почитания икон, допустимости молитв к Божией Матери, «безрадостности» Православия и пр. Меня глубоко задели слова из предисловия книги «Протестантам о Православии», поскольку они очень точно отразили мой собственный опыт: «Православие – это внутренняя проблема русского протестантизма. Это внутренняя боль (иногда осознаваемая, иногда лишь заглушаемая) практически каждого русского протестанта. Самим фактом своей жизни в России он понуждается все время возвращаться к оправданию своего отказа от православия. (…) Но иногда в поле его зрения попадет некий осколочек православного мира, который не вполне вписывается в этот имидж: то глубокая мысль какого-нибудь святого Отца или православного богослова, с которой даже протестант не может не согласиться, то свидетельство о православном мученике, то глаза живого верующего человека, молящегося, однако, перед православными иконами. (…) И человек начинает думать ».

Вот и я начал думать, изучать историю Церкви и богословие (в том числе сравнительное) – конечно, не благодаря одному лишь диакону Андрею Кураеву, но и не без его влияния.

Впрочем, ещё в тот созидательный период Кураева появились некоторые тревожные «звоночки». Его шутки и слишком вольные высказывания о тех или иных вопросах церковной жизни, позиция всезнающего знатока и судьи, как бы стоящего надо всем, - это порождало неблагоговение к Церкви. Кураев вольно или невольно распространял среди молодёжи этакий фривольный стиль рассуждений о вере и Церкви. Я видел это на примере некоторых моих товарищей-неофитов. В разговорах с ними то и дело проскакивало: «Кураев сказал», «Кураев написал» и т. д. И тут же часто шли уже как бы собственные (на деле – отпрыски кураевских) высказывания товарищей, граничившие с кощунством и богохульством. Это меня огорчало и отторгало: если раньше Кураев худо-бедно приводил молодёжь в Церковь, то затем он всё больше стал разлагать души.

Казалось бы, ладно: у кого не бывает ошибок? кто без греха? На своё бревно в глазу надо обратить внимание… Но разнообразные неблаговидные инциденты с Кураевым только накапливались и стали системным явлением. Изречение Кураева о священниках-«гомосексуалистах» в присутствии архиепископа Феофана (Ашуркова); «катехизнуть» и «отмиссионерить» (без подробностей…); высокомерное и бессодержательное критиканство в отношении «сысоевцев»; «наезды» на архиереев, причём без каких-либо извинений после того, как очередная дезинформация разоблачалась; какая-то пубертадная сосредоточенность на темах «ниже пояса». И так далее – всего не счесть. Помимо всей этой пакости Кураев системно проводил либеральные идеи «церковной перестройки» и, несмотря на всю свою образованность, превратил своё богословие в какой-то постмодернистский винегрет, какую-то «ЖиЖе-теологию», когда под любое словоизвержение «от ветра главы своея» Кураев находил якобы подходящие примеры из церковной истории и богословия. (Кстати, когда в последний раз выходили действительно серьёзные богословские публикации и тем более книги Андрея Кураева? – Уже и не вспомнить.)

В общем, примерно с 2014-2015 годов авторитет протодиакона Андрея Кураева для меня был полностью утрачен. Глубоко уверен, что на сегодняшний день Кураев не только не может никого привести в Церковь, но сам нуждается в восстановлении подлинной связи с Церковью, которую он богохульно назвал известно каким словом…

В недавнем интервью «Киберпопу» Андрей Кураев сказал, что его якобы загоняют в тупик, и он вполне может обратиться к патриарху Варфоломею с апелляцией. Кураев также сказал: «могу «проголосовать» за эту православную юрисдикцию или другую». Когда всё это слышишь, складывается ощущение какого-то кавардака в голове о. Андрея. И вообще: будучи москвичом, за какую-такую «другую» юрисдикцию он грозится «проголосовать»? Он просто показывает, что его не устраивает не патриарх Кирилл или Русская Православная Церковь, а само Православие, в том числе сложившееся веками понятие канонической территории.

Кураев ответил и на вопрос о том, какое бы состояние было для него желательным. Он сказал: быть, как и раньше, заштатным протодиаконом, служить иногда, насколько здоровье позволяет. Так покайся, попроси прощения, прекрати вредить, веди себя по-мужски и признай ошибки – и останешься заштатным протодиаконом; может, ещё много книг хороших напишешь. Ведь многие из нас помнят и любят того, другого, Кураева… Но Андрей Кураев сам загоняет себя в тупик. Ну, извергнут тебя, подашь «апелляцию» на Фанар, тебя «восстановят»… И что? Будет счастье? Будет удовлетворение, что «отомстил» патриарху Кириллу? – Нет. Будет так: некогда сильный богослов и молодёжный оратор, «диакон всея Руси», любимец семинаристов станет просто посмешищем, игрушкой в чужих играх, церковным «Резуном» (а не Феодором Студитом) с клеймом Иуды на высокомерном челе, в одном ряду с пцушниками. Будет epic fail и game over. Будет окончательный смыв в унитаз всего того доброго, что когда-то сделал.

Но я искренне желаю, чтобы Андрей Кураев покаялся и реализовал своё желание остаться заштатным протодиаконом. Надеюсь, что он всё же не совершит итоговую фатальную ошибку. И хорошо бы за него помолиться в преддверии заседания суда.

Со времён святых апостолов в Церкви Христовой были и будут различные проблемы. Какие-то из них мы с Божьей помощью можем решить, какие-то, видимо, останутся с нами до второго пришествия. Но никакая проблема не даёт нам права вредить собственной Церкви, ставить своё «Я» выше Церкви, «прыгать» по юрисдикциям. Как писал «ранний» Кураев, «хочешь остаться в Церкви? Умей любить её и в непогоду».

Автор – Евгений Иванов.