Найти тему
Алё, фотограф!

Кто такая Парсуна?

Поговорим о портретной фотографии в России.

Не хочу нагружать кучей терминов, кучей картинок. Обещаю рассказать по-быстрому и понятно )))

Слово "портрет" пришло в фотографию из живописи.

В толковый словаре Даля ПОРТРЕТ — (французское portrait ), изображение (образ) какого либо человека либо группы людей (групповой портрет ), существовавших или существующих в действительности.

Мы уже очень привыкли к слову «портрет», а вы знаете, что на Руси его не было? Как? А вот так. Никакого портрета вообще и в помине не было!

🧔🏻Раньше использовалось слово «парсУна», искаженное произношение от «персона». Именно так называли все светские портреты.🤓 С латинского переводится как «особа» (не «человек» - «homo», а именно «особа» – «царь», «вельможа», «посол») Особо подчеркивалась принадлежность изображенного человека к высокому чину.

⏳И вообще, раньше у людей было средневековое мировоззрение и никаких портретов писать было не принято. Вообще вся живопись на Руси ограничивалась только христианскими сюжетами на фресках храмов, там встречались изображения людей. Еще человека могли изображать как думаете где? Конечно в рукописях или летописях на миниатюрах, то есть на маленьких картинках, иллюстрациях.

К самым ранним, известным историкам, изображениям конкретных лиц на территории древней Руси можно отнести миниатюру 1073 года. Нарисована она в древнерусской рукописной книге "Изборник Святослава».

Святослав (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника (1073)
Святослав (крайний справа) с семьёй. Миниатюра из Изборника (1073)

А первые парсуны, именно как изображения конкретной личности, появились на Руси в конце 16 начале 17 века. Совсем недавно.

Они создавались в традициях иконописи, а потому и похожи были на иконы. 👑 Это были изображения царей, которые писались мастерами оружейной палаты. Сначала на дощечках темперными красками, как иконы, а потом и на холсте маслом.

Вот наиболее ранний пример первых парсун - оплечный «Портрет Ивана Грозного»

Оплечный «Портрет Ивана Грозного» (1630г), Национальный музей Дании.
Оплечный «Портрет Ивана Грозного» (1630г), Национальный музей Дании.

👻 Если вы ходили по оружейной палате и рассматривали первые русские портреты, то вы наверняка заметили, что узнать человека можно было только по атрибутам и подписи, потому что сходства практически никакого не было. Индивидуальности в них почти нет, но зато много внимания уделяется богатым деталям в одежде, золотым аксессуарам, очень подробно изображаются гербы, и, обязательно, есть надписи с указанием высокого сословия и знатности.

Парсуна царя Фёдора Алексеевича. 1686 г.
Парсуна царя Фёдора Алексеевича. 1686 г.

Переход от иконописи к светскому, известному нам с вами портрету, на Руси произошел именно через Парсуну. Художники пробовали писать с натуры и стремились к реалистичному и объемному изображению. Обратите внимание, что лицо царя Фёдора Алексеевича художник пытался передать в объеме, хотя одежда и атрибуты власти - плоские, нет никаких теней.

К слову сказать, женщин вообще писали крайне редко, исключения делали только для царских невест и жен. Такая вот несправедливость.

😊 Видите, мы живем в какое прекрасное время. Навёл на себя телефон - и парсУна 📸 готова! )

А вы об этом знали? Только честно ☺️