Найти тему

Большая киноперемена. Президент России решил спасти отечественное образование с помощью советских фильмов

Пока недалекие министры (в том числе в регионах) активно продвигают  чемпионаты среди школьников по компьютерным играм и прячут в упаковку «цифровое образование» продуманную политику по окончательному убийству отечественной школы,  президент делает ход конем. И поручает минобору и минкульту рассмотреть возможность внести в школьную программу уроки, на которых бы дети изучали наследие отечественного кинематографа.

Начнем с банальных аргументов, объясняющих, почему это действительно прорывное решение.

Сегодня всё больше школьников проводят время не за книгами, а в телефонах или перед компьютерами. Они – безнадежные визуалы. Им нужно видеть, чтобы узнавать и познавать.  Поэтому привлечь к их образованию кино сам президент велел.

К тому же кино – это хоть и сравнительно новое искусство, но на его основе прекрасно можно изучать искусства традиционные: живопись, музыку, литературу… то есть всё то, от чего современный школьник часто воротит нос. «Это такая скукота», — говорят дети.  И их понять можно –  те настоящие советские педагоги, которые умели даже ленивых троечников  увлечь в мир классиков,  давно ушли, а педагоги новой школы, все эти приверженцы современных парадигм образования,  оказались малоспособны воспитать в ребенке личность.  А только – потребителя.

-2

Нынче школьники знания не открывают, а потребляют; не систематизируют, лишь выхватывают урывками – и чаще не на уроках, а в Википедии.  Потому что ЕГЭ не требует системных знаний – то есть осознания того, как все в мире взаимосвязано, для ЕГЭ достаточно понять систему его самого, а после сдачи – проклясть и забыть.

В итоге на первом курсе мы, как правило, получаем студентов, с которыми на серьезные и глубокие темы просто невозможно говорить. Исключения встречаются все реже.

Кино – это тот вид искусства, которым можно завлечь школьника к изучению культуры, а главное – к размышлению о себе в этом мире, о ценностях и добродетелях.   Кино – и в особенности советское – показывает, что в жизни есть что-то большее, чем эгоизм, потребление и развлечения. Причем показывает это образно. А значит – наиболее эффективно и действенно. Учителю остается лишь учить правильно смотреть киноленту, считывая все контексты, аллюзии,  учить трактовать и разгадывать символы,  учить жить в гуманитарном мире – в том, где у человека нет шансов превратиться в обезьяну.

Хорошее советское кино приподнимает зрителя над бездной глупости и пошлости и ставит человека в сотворцы не только к великим режиссерам, но и, как мы сказали, к великим художникам, музыкантам, писателям. Я смотрю, я трактую, я пытаюсь понять – следовательно, я  разговариваю  с творцами.  И у меня появляются новые темы для размышлений наедине.

Великое кино всегда провоцирует на размышления.  И лишь современные фильмы чаще всего провоцируют только на уничтожение себя и окружающих.

При этом настоящее кино, повторим эту мысль, никогда не дает точных однозначных ответов, оно именно требует трактовок (как и любой образ), значит, оно не назидательно, оно говорит со зрителем на равных. Это то, чего не хватает многим современным педагогам в общении с учениками.

Это, как вы поняли, мы уже начали говорить не о банальных плюсах преподавания в школе отечественного кинематографа.

Еще один момент – почему советский кинематограф необходимо внести в школьные стены. Современные учащиеся совершенно не знают историю 20-го века. Я встречал выпускников, которые не могли даже ответить, с какими странами воевал Советский Союз в годы Великой Отечественной. А Хрущев, по словам одного из ребят – это, оказывается, советский телеведущий.

Что такое Оттепель и вовсе знают единицы.

Изучать кино, не говоря о времени, в котором оно снималось и о котором оно снималось – невозможно. Так что у педагогов появится хороший шанс рассказать новейшую историю на фоне фильмов.  Им просто некуда будет деться. Сейчас же чаще всего учителя жалуются, что им  не хватает времени поговорить о той же советской истории и культуре подробно.

-3

Или вот еще аргумент в пользу уроков кино. Советское кино – это не просто искусство, отдельные его образцы – это великое искусство, которое повлияло на мировой кинематограф, на мировую литературу, музыку и даже, например, на скульптуру.

Образы из советского кинематографа до сих пор можно встретить в голливудском или в европейском кино. Великие режиссеры современности честно признаются: они воспитывались на советском кинематографе. А некоторые прямо называют русских режиссеров, у которых они заимствуют не только образы, но и способы съемок, монтажа и просто творческие находки. Далеко ходить не будем.

Возьмем лучший, по мнению кинокритиков, фильм 2019-го года – «1917» Сэма  Мендеса.   И чьи же фамилии повторяют его создатели в своих интервью? Тарковский, Кулиджанов, Эйзенштейн, Климов…

-4

Советским кино восхищается весь мир. Некоторые фильмы посмотрели миллиарды зрителей. Например, «А зори здесь тихие». По всему миру сегодня устраиваются киноклубы, на которых  обсуждают советские фильмы самые умнейшие люди эпохи.

И только в России  о советском кино если и говорят серьезно, то вскользь. И уж точно не на уроках.

Называть плюсы советских фильмов можно еще долго.  Это и метафизика, и очищающий катарсис, и нравственность в высокой мере, и патриотизм… Старшее поколение все это знает, помнит, любит.

Теперь нужно передать это наследие тем, кто придет за нами. Ведь это – то наследие, за которое не стыдно (мы, конечно, не говорим о фильмах-агитках).

Остается один вопрос: кто будет эти уроки вести?

Киноманом можешь и не быть, а интеллектуалом быть обязан. 

Вот  главный критерий к учителю, который на уроках или факультативах, но должен будет «заразить» молодежь отечественным кинонаследием.

Главное, не получить очередное скучное преподавание с зазубриванием фамилий режиссеров и актеров.

Иначе отечественный кинематограф  похороним окончательно.

Максим Васюнов, главный редактор газеты "Козельск"

Газета Козельск: Мы передаем смыслы
Официальный сайт издания
gazeta-kozelsk.ru

Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки 👍 если понравился материал. Просим учесть что мы производим ручную модерацию комментариев для исключения оскорблений и спама.