Развитие производительных сил – движущая сила общественного развития.
Сейчас важно понять законы и движущие силы общественного развития.
Именно в том и состоит одна из главных заслуг Маркса и Энгельса – что они открыли законы общественного развития и его движущие силы.
Они вывели следующую закономерность: уровень развития общества соответствует уровню развития его производительных сил.
Остановимся на том, что такое производительные силы. Во-первых, главная производительная сила – это люди, которые производят все материальные и духовные блага. Люди с их трудовыми знаниями (сюда входит и наука, и производственные технологии), умениями, навыками, с их потребностями, интересами и стремлениями. Во-вторых – все материальные вещи, которые люди используют в процессе производства: орудия труда, приспособления, машины, здания, инфраструктура. Все это, в совокупности – и называется производительными силами общества.
Так вот, насколько развиты производительные силы – настолько развито и общество. Для того, чтобы представить себе это наглядно, зададим себе вопрос – может ли быть иначе? Может ли быть такое, что уровень развития производительных сил один, а уровень развития общества – другой? Например – если производительные силы находятся на уровне каменных топоров – может ли быть такой уклад общества, как у нас, то есть – буржуазный? Может ли такое быть, что у людей каменные топоры – но при этом у них есть институты, университеты, редакции газет, банки, биржи, Совет Федерации, парламент, Организация Объединенных наций, и т.п.?
Совершенно ясно, что это невозможно. С каменными топорами такой уклад, то есть, буржуазный – не построить. Не построить с каменными топорами и феодальный уклад, и даже рабовладельческий. Ибо для перехода к рабовладельческому строю нужно иметь орудия земледелия. Переход к рабовладельческому строю начался тогда, когда человечество научилось обрабатывать землю и стало получать урожаи. Тогда у людей стали оставаться излишки продуктов. До этих пор, пока они жили только охотой и собирательством, у них не было никаких излишков. Все, что они добывали, они тут же съедали. С появлением же земледелия появились излишки продуктов, запасы еды. Эти запасы и стали первой частной собственностью, которая разделила общество древних людей на две группы, на два класса – класс, владеющий собственностью, и класс, лишенный собственности. Впоследствии это общественное расслоение оформилось в рабовладельческий строй.
Словом - с каменными топорами не построить ни капитализм, ни феодализм, ни рабовладельческий строй. С каменными топорами может быть только один уклад – первобытный, при котором люди живут первобытной общиной – племенем, и добывают пищу охотой и собирательством.
Но точно также не может быть и обратного. При высоком уровне развития производительных сил уклад общества будет либо капиталистический, либо социалистический (в зависимости от того, принадлежат ли средства производства отдельным лицам или всему обществу).
Что мы видим отсюда? Мы видим, что данный закон общественного развития, открытый Марксом и Энгельсом – действовал за сотни тысяч лет до их рождения. Действует он и теперь, через полтора столетия после их смерти. И будет действовать до тех пор, пока существует человеческое общество.
Идеологи буржуазии часто заявляют, что законы исторического развития, открытые Марксом и Энгельсом, уже устарели, что они были актуальны только для своего времени. Но это так же глупо, как сказать, что устарела научная истина о том, что Земля вертится вокруг Солнца, что она была актуальна только «для своего времени». Земля вертится вокруг Солнца миллиарды лет, вертелась она и тогда, когда люди это поняли, вертелась она и тогда, когда люди об этом не догадывались, вертится она и теперь, через несколько столетий после данного открытия. Эта истина не устареет до тех пор, пока будет существовать Земля. То же самое и с законами исторического развития. Говорят также некоторые буржуазные идеологи, что марксизм создан на Западе, и поэтому применим только к Западу. Это все равно что сказать: закон тяготения был открыт на Западе, и поэтому он действует только на Западе. Мы прекрасно знаем, что закон тяготения действует на всей нашей планете, и не только на нашей планете, но и на других планетах тоже. То же самое и законами исторического развития. Они действуют везде, где есть общества разумных существ.
Развитие производительных сил может быть только в одном направлении - от низшего к высшему, а не наоборот.
Обратного движения быть не может. Не могло быть такого, чтобы люди начали с атомных электростанций и двигались к каменным топорам.
Следовательно, и развитие общества может быть только в одном направлении - от низшего общественного уклада к все более и более высокому укладу, а не наоборот. От первобытного строя – к рабовладельческому строю, затем к феодализму, затем к капитализму. И наконец, от капитализма – к коммунизму.
Правда, у некоторых обществ в силу объективных причин некоторые этапы развития пропущены. Например, многие общества миновали рабовладельческий строй, от первобытного строя перешли стразу к феодализму. А другие общества даже до сих пор пребывают на стадии первобытного строя. (Или пребывали до недавнего времени, пока не соприкоснулись с современными цивилизациями).
Наши идеологические противники используют этот факт, чтобы отрицать марксизм. Однако, несмотря на пропущенные этапы развития, и у этих обществ развитие тоже идет только в одном направлении - от низшего к высшему, а не наоборот. И опять-таки движущей силой развития этих обществ является развитие производительных сил.
Например, почему многие общества миновали рабовладельческий строй? Если посмотреть, где возникали рабовладельческие цивилизации – то мы увидим, что это были районы исключительно благоприятные для земледелия – с теплым климатом и мягкой и плодородной почвой, где природа давала возможность снимать по несколько урожаев в год. В таких местах, благодаря богатым урожаям, у людей оставались большие излишки продуктов. Где большие излишки продуктов – там оживленный обмен, торговля. Где торговля – там рынки, где рынки – там многолюдные города, большое скучивание народа на сравнительно малых площадях. Многолюдность, кучность и дали возможность развиться рабовладельческим цивилизациям, потому что они позволяли иметь в таких городах достаточный административный аппарат и достаточное войско, чтобы удерживать власть над большими массами рабов.
А почему некоторые народы остались на стадии первобытного строя? Это происходило в таких регионах, где природа либо слишком щедра, либо слишком скудна.
Там, где природа слишком щедра – у людей не было стимула развивать производительные силы, потому что они получали от природы в готовом виде все, что нужно для удовлетворения первичных потребностей. Поэтому производительные силы не развивались. А если не развиваются производительные силы – то не развивается и общество. Такое происходило в Африке, где при теплом климате и обилии фруктов не нужно было строить жилье, чтобы укрыться от холода и не нужно было ничего выращивать. Поэтому многие африканские племена остались на стадии первобытного строя.
Там, где природа слишком скудна – она не дает материалов для того, чтобы развивать производительные силы. Например, на Чукотке, где нет ни дерева, ни камня, ни металла, и обитателям просто не из чего изготовить орудия труда. Поэтому обитатели этих земель тоже оставались очень долгое время на стадии первобытного строя – и из первобытного строя они перешли прямо в социализм, когда в России установилась Советская власть.
Как видим, пропускание этапов развития у некоторых обществ тоже обусловлено особенностями развития производительных сил. А они в свою очередь были вызваны естественными причинами – природно-климатическими условиями и изолированностью от более развитых цивилизаций.
Так что и в этих обществах мы видим в действии закон о соответствии уровня развития общества уровню развития производительных сил.
А это опять-таки показывает правоту марксизма и разбивает попытки буржуазных идеологов его опорочить.
***
Наши классовые враги не желают признавать существование единых законов исторического развития. Они под разным видом отрицают действие этих общих исторических законов. Они всячески стараются доказать, что на самом деле таких законов нет, что общества развиваются случайно, что у всех обществ «свой собственный» путь. Почему же они это делают?
Потому что знание исторических законов дает рабочему классу понимание того, что капитализму неизбежно придет конец. А следовательно - дает ему силу для борьбы за уничтожение капитализма, дает ему уверенность в своей способности покончить с капитализмом.
Вот почему буржуазные ученые – дипломированная прислуга капитала – так яростно отрицают открытые марксизмом законы исторического развития. Они боятся гибели своего строя, пытаются спасти свой строй, лишив пролетариат этих знаний.
И вот почему мы, сознательные пролетарии-марксисты, должны доносить эти знания до рабочих. Вооружив их знанием исторических законов – мы даем им силу для уничтожения капитализма.