Найти тему
English Tutor

Рекомендации по выполнению задания №3 (базового уровня сложности) устной части ЕГЭ по английскому языку

Задание, за которое мы можем получить максимально 7 баллов (из 20 баллов в целом за устную часть), предполагает описание одной из трех фотографий на наш выбор. На подготовку задания дается 1,5 минуты, на описание вслух по плану – не более 2 минут. План включает следующие пункты:

· where and when the photo was taken;

· what / who is in the photo;

· what is happening;

· why you keep the photo in your album;

· why you decided to show the picture to your friend.

Предусмотренный объем высказывания составляет 12-15 фраз. Фразы, однако, в данном случае не равны предложениям (хотя в задании используется слово “sentence” – предложение, как и в «Методических рекомендациях обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года» – стр.8). Как указано в «Методических материалах для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года» (стр.36), «подсчет будет вестись по простым предложениям, входящим в состав сложных». При этом «требование определенного количества фраз носит вспомогательный характер» и необходимо, чтобы уберечь отвечающих от описания, состоящего из 5 фраз – коротких простых предложений, являющихся ответами на вопросы плана. При объеме в 5 фраз коммуникативная задача оказывается невыполненной, ответ оценивается в 0 баллов (из 3) по критерию РКЗ (решение коммуникативной задачи) и уже не проверяется по другим критериям: организация устного высказывания, т.е. его логичность, следование плану, наличие вступительной и заключительной фразы (2 балла), и языковое оформление высказывания, т.е. правильность речи, отсутствие лексико-грамматических и фонетических ошибок (2 балла). Таким образом, «для получения высшего балла по критерию РКЗ участник экзамена должен дать развернутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного), либо нескольких простых предложений, либо в одном простом предложении высказать 2 идеи, например: “In the picture you can see my sister skiing. / I took this photo in Turkey in July”».

Необходимо описывать только то, что мы видим на фото, не переходя от жанра описания к жанру рассказа, т.е. придумывать то, что на фото не изображено. Например, не нужно рассказывать, видя на фото девушку, которая готовит на кухне, что она готовится к вечеринке, если вечеринки на фото нет.

Начать описание предлагается с предложения “I’ve chosen photo number…” (в данном случае я выбрал фото №3 из Варианта 3 Устной части «Типовых экзаменационных вариантов на 2021 год» под редакцией М.В.Вербицкой). Следует помнить, что это предложение является, так сказать, «техническим», оно не считается вступительным и не входит в объем высказывания.

I’ve chosen photo number 3.

Далее следует вступительная фраза. В тех же «Методических рекомендациях обучающимся» предлагаются следующие фразы (стр.30). Здесь, а также в п.5 ОБЯЗАТЕЛЬНА АДРЕСНОСТЬ, т.е. в предложении должно присутствовать местоимение “you” или даже обращение “you, my friend”, хотя лично мне такое обращение кажется неестественным для разговорной речи и уместным только в поэтических или романтическо-сентиментальных текстах – поэтому обойдемся только местоимением.

1. Would you like to have a look at my picture? / I’d like to show you a picture from my photo album.

Затем в одном предложении говорим о том, где и когда было сделано фото.

2. It was taken / I took it on a lawn in a city park last summer.

Затем рассказываем о том, кто и что изображено на фото. Количество предложений зависит от количества объектов на фотографии. В случае фотографий, сделанных на природе, можно описать погоду в упомянутое во 2-м предложении время года. При описании необходимо использовать время Present Progressive – разумеется, с теми глаголами, которые в нем употребляются.

3. In this photograph, you can see my parents, my three sisters and my brother sitting on a picnic blanket.

4. In front of them, you can see some fruit as well as a few glasses and a bottle filled with juice, an empty bottle, a picnic basket with white bread and a ball.

5. In the background, there are some green trees and bushes.

6. My relatives are holding pieces of watermelon in their hands and posing for a picture.

7. Everybody in the photo is wearing light summer clothes – short-sleeve shirts, T-shirts and shorts, because the weather is fine – the sun is shining, and it is obviously hot.

8. All the members of my big family are smiling happily, because they are enjoying the outing.

Затем объясняем причину / причины, по которой / по которым мы храним данную фотографию в своем альбоме.

9. I keep this shot in my album, because it is one of the best in my collection, and, besides, it reminds me of the pleasant time my family spent together last summer / it reflects the pleasant atmosphere of the summer day my family spent together.

Завершаем разговор о фотографии, объясняя другу причину, по которой мы решили ее показать ему. НЕ ЗАБЫВАЕМ ОБ АДРЕСНОСТИ!

10. I decided to show this picture to you, because I know that you are interested in photography, and I thought you might like it too / because I know you always like to look through my summer pictures.

Завершает задание заключительное предложение, в качестве которого в «Методических рекомендациях обучающимся» (стр.30) предлагаются, например, следующие.

11. I hope you liked my picture. / I guess that is all I can tell you about this photo.

Стяженные формы (contractions) в данном задании допускаются, т.к. это устная речь. Однако я бы рекомендовал использовать полные формы, т.е. выделять глаголы отдельным словом, чтобы в случае небрежного произношения или огрехов при записи они все-таки были слышны, чтобы не создавалось ощущение, что они пропущены. Например, произносим “you are” вместо “you’re” или “that is all” вместо “that’s all”. И вообще, в этом задании – как и в остальных заданиях устной части – нужно стараться четко и достаточно громко проговаривать все слова, правильно интонировать предложения и делать паузы в нужных местах. Не забываем о связующем звуке [r] (linking “r”), например, в сочетании “the weather is fine”. Не забываем и о том, что нужно придерживаться одного варианта произношения – британского или американского. Я все-таки рекомендую британский. Для разнообразия можно использовать синонимы слова “photo” – “photograph”, “picture”, “shot”.

-2

I’ve chosen photo number 3.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Would you like to have a look at my picture?

2. It was taken on a lawn in a city park last summer.

3. In this photograph, you can see my parents, my three sisters and my brother sitting on a picnic blanket.

4. In front of them, you can see some fruit as well as a few glasses and a bottle filled with juice, an empty bottle, a picnic basket with white bread and a ball.

5. In the background, there are some green trees and bushes.

6. My relatives are holding pieces of watermelon in their hands and posing for a picture.

7. Everybody in the photo is wearing light summer clothes – short-sleeve shirts, T-shirts and shorts, because the weather is fine – the sun is shining, and it is obviously hot.

8. All the members of my big family are smiling happily, because they are enjoying the outing.

9. I keep this shot in my album, because it is one of the best in my collection, and, besides, it reminds me of the pleasant time my family spent together last summer.

10. I decided to show this picture to you, because I know that you are interested in photography, and I thought you might like it too.

11. I guess that is all I can tell you about this photo.