С помощью СМП пытаются добиться развития Арктических регионов и переманить перевозчиков с Суэцкого и Панамского канала. Правда, для последней задачи судоходная кампания должна длиться не 4 месяца и даже не полгода. Разберемся, возможно ли это в суровых северных условиях.
Все страны к нам
Передвигаться на автотранспорте в АЗРФ возможно, но сложно. Еще не везде развита инфраструктура. На многих направлениях требуется внедорожная техника. Что говорить о дорогах, когда и реки в этих районах иногда бывают непроходимыми. В Якутии в 2019 году даже пришлось углублять дно, чтоб не сорвать северный завоз.
Оптимальными считаются перевозки по Северному морскому пути внутри РФ, а также из Европы в Азию и обратно. Новым переходом пользуются:
- Россия;
- Китай;
- Япония;
- Южная Корея.
Новыми перспективами заинтересовалась Норвегия, которая уже сделала пилотные рейсы по СМП. Подобные перевозки на 40% эффективнее традиционных маршрутов, а Россия готова работать с международными компаниями.
На сотрудничество, конечно, может повлиять сегодняшняя непростая политическая обстановка, но изначально было понятно, что СМП – глобальный проект. Он повлияет на мировую логистику. Для дальнейшего развития Северного морского пути необходимы огромные инвестиции, так что в Арктике ждут новых участников. В том числе иностранных.
Как пройти без ледокола?
СМП, конечно, важен не только международными перевозками. Этот путь объединяет в общую транспортную сеть речные маршруты 70% территории России. От него зависит экономика 29 регионов.
В 2020 году по СМП перевезено почти 33 млн тонн грузов. За последние пять лет грузопоток возрос почти в 5 раз. Планируется, что к 2024 году оборот увеличится до 80 млн тонн в год. Задача поставлена на уровне президента РФ, включена в Стратегию развития Арктики. И лишь сложная ледовая обстановка оказывает негативное воздействие.
Минусы ледокольного сопровождения:
- очень дорого;
- сложная цепочка согласований;
- несмотря на их наличие по Арктике обычно «ходят» лишь летом и осенью.
В прошлом году начат эксперимент по перевозкам без ледоколов. Он был признан успешным. В январе 2021 года два танкера без сопровождения прошли с Ямала по СМП. Информацию о ледовой обстановке экипажу сообщала автоматизированная система управления.
В феврале один газовоз успешно преодолел несколько морей – Чукотское, Восточно-Сибирское и Лаптевых. Это уникальное событие. Благодаря глобальному потеплению и новым технологиям возможности судоходства могут существенно увеличиться. Правда, в некоторые месяцы без участия ледоколов все-таки не обойтись.
---------------------------
Ваш Мир Логистики
mirlog.ru