Предыдущая глава (начало) смотри:
- Нет, - ответил отец, выслушав ночное решение и доводы Иллариона. - Я не могу принять такую жертву. Я никогда себе этого не прощу. Слишком долго я не мог понять тебя. Но теперь, как мне кажется, мы стали ближе. Иди своим путём и не беспокойся обо мне. Я не так стар, чтобы ты был мне нянькой, и не так глуп, чтобы не понимать, чего тебе это будет стоить.
Они виделись ещё несколько раз. Отец приезжал к Иллариону после его пострига. Они долго беседовали и вместе посетили расположенное рядом с Александро-Невской лаврой Лазоревское кладбище. Здесь были захоронены предки Иллариона по отцовской линии, отмеченные за заслуги перед Отечеством честью покоиться в этом знаменитом некрополе. Государственные мужи и офицеры, отличившиеся в отечественную войну 1812 года, учёные и дипломаты. Илларион впервые ощутил гордость за свою семью и свой род, и эта гордость обернулась ответственностью, ответственностью перед отцом, перед родиной, перед Богом.
«Каков же будет мой путь? Что Ты мне приготовил, Господи?» - не раз задумывался Илларион в ожидании своего рукоположения. С особым чувством: с волнением, с предвкушением начала дела всей жизни протекали последние дни, проведённые в академии.
Вскоре Иллариона навестил Василий. Его судьба была уже определена. Он недавно женился и был рукоположен в диакона. Невеста для Василия нашлась совершенно неожиданным образом. Однажды, на каникулах, Илларион прихватил товарища к себе в имение. Друзья вместе навестили отца Михаила, младшая дочь которого как раз была на выданье. Илларион выступил инициатором этого брака. Василий смутился, покраснел, и выдавил из себя, что, мол, даже и не мечтал о таком счастье. Родители невесты решили, что скромный, но образованный и учтивый Василий весьма удачная партия для их дочери. На красную горку молодые обвенчались, а дружба Василия с Илларионом ещё больше окрепла, усиленная искренней благодарностью новобрачного.