Великий флорентиец Микеланджело Буонарроти (1475-1564) считается выдающимся гением своей эпохи. Он был свидетелем и главным героем самого длинного периода в искусстве — Возрождения, начатого в период расцвета Флоренции и завершившегося жестокостями Контрреформации. Микеланджело был инициатором неоантичного классицизма, одним из основателей последующего маньеризма. Во времена барокко о нём, казалось, почти забыли, в годы неоклассицизма XVI века о нём вспомнили, а в XX его творчество стало святыней для нового вкуса, навеянного ветрами революции.
Образы Микеланджело влияли на художественное видение многих современных скульпторов, художников и фотографов — от Уильяма Блейка до Августа Родена, Эмиля-Антуана Бурделя вплоть до фотографа Роберта Маппельторфа.
Жизнь Микеланджело
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо . Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного , при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма .
В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье , где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.
В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель . Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида» , эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони» , единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.
Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея» , исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов » (Париж, Лувр) и «Узников» (Флоренция, Галерея Академии).
С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.
По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.
Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра , спроектировав купол и приступив к его возведению.
В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты , создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини , в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.
После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.
Техника «освобождения» и философия неоплатонизма
Микеланджело искал средства выразительности во всех направлениях. Он учился у Донателло, в Болонье изучал Якопо делла Куэрча и Никколо делль Арка . Он копировал фрески Джотто и Мазаччо, смотрел на великих пизанских скульпторов XIII века. Микеланджело, конечно же, был знаком со своими современниками — Верроккио, Синьорелли, но больше всего его завораживали работы Леонардо .
Говоря о его философских убеждениях, известно, что Микеланджело рос в окружении лучших интеллектуальных умов своего времени, и что он был знаком с двумя величайшими представителями неоплатонической доктрины, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино , которые оказали влияние на его художественное мышление .
Техника «освобождения», которую использовал Микеланджело, прекрасно обобщает неоплатоническую мысль, то есть слияние платонических убеждений с христианской доктриной. По словам Мастера, в ядре материи скрыт предмет, заключенный в оковы, как узник в темницу. Задачей художника является высвободить его из материи, раскрыв суть, спрятанную в нём идею. Такое объяснение — это явный отсыл к платоновским «Идеям» . Согласно убеждениям древнегреческого философа идея вещи есть нечто идеальное. Её можно отделить от испорченной формы материи.
Так, мрамор для Микеланджело — это материя, из которой он высвобождает Идею, спрятанную внутри. Это также напоминает о необходимости для человеческой души «оторваться» от материи, бренной плоти, и возвыситься над несовершенным миром, всеми силами стремясь приблизить себя к высшему, духовному состоянию, близкому Истине, близкому к Богу.
«Пробуждающийся раб» Микеланджело — лучшее воплощение представлений художника о неоплатонизме. На примере этой скульптуры хорошо понятна его техника «освобождения». Из мрамора возникает идея человека, «заключенного» в материю, который пытается освободиться от мрамора как от оков. Образ раба передаёт состояние измученной души, которая борется за то, чтобы избавиться от физической боли и подняться в мир духовный. Но «Рабу» не суждено освободиться, потому что скульптура эта незаконченная, и он обречён на вечные страдания.
10 самых главных работ Микеланджело
Пьета
«Пьета» или «Оплакивание Христа» — знаменитая мраморная скульптура, созданная по заказу французского кардинала Жана Билере де Лагрула, посла французского короля Карла VIII при папе римском Алессандро VI. Работа находится в соборе Святого Петра в первой капелле справа. Микеланджело высек «Пьету» из цельного мраморного блока, без добавления дополнительных деталей. Скульптор лично выбирал материал в мраморных шахтах Каррары, который везли потом в Рим в течение 9 месяцев. «Пьета» была закончена в 1500 году, через год после смерти заказчика.
Это единственная скульптура Микеланджело, на которой автор оставил свой автограф, высеченный на ленте, пересекающий корпус Мадонны: «MICHAELA(N)GELUS BONAROTUS FLORENT(INUS) FACEBIT» — выполнил Микеланджело Буонарроти из Флоренции. По словам биографов, Буонарроти высек эту надпись после того, как услышал, что скульптуру приписывают ломбардскому ваятелю Кристофоро Солари.
В 1972 году, неизвестный пытался уничтожить шедевр, разбив его молотком. Скульптура была сильно повреждена, но, после тщательных реставрационных работ, ее удалось полностью восстановить.
Давид
В 1501 году руководители Строительством собора Флоренции поручили Микеланджело высечь скульптуру Давида, библейского героя, поражающего гиганта Голиафа. На огромном куске мрамора, который был предоставлен Буонаротти, ранее уже был сделан эскиз другими художниками. Камень этот оказался очень хрупким и дефективным, поэтому работа над ним была приостановлена и его надолго забросили в хранилища Фабрики собора, организации, занимающейся строительством. Микеланджело взялся завершить скульптуру за 2 года, получая 6 флоринов в качестве ежемесячного гонорара, что соответствует сегодняшним 700 евро .
Ломкость материала и предопределённый эскиз осложнили выполнение работы, поэтому она была готова лишь к 1504 году. Статуя получилась настолько великолепной, что создали специальную комиссию экспертов, решающих место её экспозиции, среди которых были такие имена как Сандро Боттичелли , Леонардо да Винчи , Филиппо Липпи . Поскольку царь Давид считался выдающимся политическим деятелем, было решено поставить этот колосс напротив народного дворца, сегодня Палаццо Веккио. Давид оставался там до 1873 года, когда, в целях лучшей его сохранности, его перенесли в специально подготовленный зал Академии искусств Флоренции , где он находится и по сей день. На месте оригинала была воздвигнута его копия в 1910 году.
Тондо Дони
«Тондо Дони» или «Святое семейство» — это самая символичная и важная живопись XVI века, единственная картина на холсте, выполненная художником.
В своих «Жизнеописаниях» историк эпохи Возрождения Джоржио Вазари пишет, что работа была выполнена по заказу флорентийского купца Аньоло Дони, который оспаривал слишком высокую за неё цену, предъявленную мастером.
На картине представлен библейский эпизод жизни Святого Семейства из трёх скульптуроподобных мускулистых фигур в сложной «змеевидной» композиции. На фоне главной композиции расположены вдоль горизонта фигуры молодых людей, а за ними горный пейзаж. Фигуры явно заимствованы из известных уже тогда древнегреческих скульптур. Картина украшена великолепной рамкой, эскиз которой был сделан самим Микеланджело.
Значение сюжетной композиции не имеет точной трактовки, возможен отсыл к Рождению или Крещению Христа. Знаменательно изображение святого Джованнино справа внизу, последнего из пророков, символизирующее переход от Старого Завета к Новому. Джованни Баттиста, или Иоан Креститель, так же является святым покровителем Флоренции.
Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане
10 мая 1508 года Микеланджело начал свой титанический труд над созданием фресок свода Сикстинской Капеллы. Он без особого желания принял заказ папы римского Джулио II, работая уже над другим его заказом — проектом надгробного памятника, порученного Буонарроти тремя годами раньше. Работа над сводом длилась 4 года и была завершена к празднику Всех Святых, 1 ноября 1512 года.
До микланджеловского шедевра свод был традиционно украшен звёздным небом, но из-за огромной трещины на потолке необходимо было провести реставрационные работы. Так, практически случайно, средневековую декорацию сменил один из самых выдающихся шедевров мировой живописи всех времён. На вытянутой поверхности общей площадью более 500 квадратных метров , за 4 года кропотливой работы, кисть Микеланджело изобразила всю историю человечества — от первоначального Хаоса до обещанного Спасения, грандиозного пролога пришествия Мессии.
На гигантской фреске запечатлено 300 фигур в идеальной симметрии пластических объёмов и ослепительных цветов. Архитектура создаёт иллюзию открытости и избегает жёстких канонов перспективы флорентийского Возрождения.
Центральная полоса состоит из 9 сюжетов о Сотворении Мира . На боковых мраморных скамьях расположены Пророки и Прорицательницы, предсказавшие пришествие Христа. В полукруглых сводах находятся предки Христа, а в угловых опорах — сцены из Старого Завета, напоминающие о Мессианском пророчестве.
Рабы: Умирающий раб и Восставший раб
Две статуи изначально были задуманы как часть надгробного комплекса папы Юлия II, многострадальная инсталляция которого началась в 1505 году и закончилась аж в 1545. Согласно контракту, подписанному с потомками недавно умершего понтифика в 1513 году, статуи, которые сегодня находятся в Лувре олицетворяют «узников», прикованных к столбам, сюжет, близкий философским измышлениям Микеланджело. Скульптор создал фигуры, искривленные болью, питая вдохновение недавно найдеными в Риме древнегреческими скульптурами Лаокоонта и Бельведерским торсом .
Рабы были высечены в Риме вместе со скульптурой Моисея, но, в отличии от неё, не были включены в окончательную надгробную композицию. Микеланджело подарил скульптуры своему другу Роберто Строцци, который увёз их во Францию, где в 1794 году они были приобретены музеем Лувр в Париже . Название «Рабы» было присвоено статуям в начале XIX века, основываясь на характерную тому периоду романтизированную интерпретацию.
Едва намеченные черты обезьяны у ног «Умирающего раба», согласно критику Кондиви, символизирует искусство, имитирующее природу как обезьяна (Ars simia naturae — крылатое латинское выражение, в переводе: «искусство — обезьяна природы»), скованное смертью папы Юлия II.
Моисей
Скульптура Моисея была предназначена для надгробного памятника Юлия II вместе с «Рабами», которые не вошли в окончательный его вариант. Надгробный комплекс, включающий статую Моисея, был установлен в 1545 году в базилике Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli), в центре Рима, на север от Колизея.
По случаю реставрации памятника, завершённой в 2003 году после 5 лет работ, было установлено, что Микеланджело вносил некоторые изменения в натуральное строение мрамора, и что голова Моисея была смещена в сторону. «Моисей» — скульптура, поражающая своей энергетической подачей, ей посвятил анализ в своих трактатах даже Зигмунд Фрейд («Моисей Микеланджело», 1913). Скульптура потрясает гневностью взгляда, характерным для Микеланджело средством выразительности. Необычные рога на голове пророка выполнены в соответствии с библейским эпизодом, согласно которому, при схождении с горы Синай, держа в руках каменные скрижали с Законами Божьими, голова Моисея излучала два потока божественного света.
Надгробия Медичи
В 1520 году по заказу папы Леона X и под руководством кардинала Юлия Медичи, будущего папы Клемента VII, Микеланджело приступил к выполнению новой капеллы церкви Святого Лоренцо, находящейся под патронатом Медичи около столетия. Новая Ризница, или Сагрестия, находилась напротив Старой, созданной Брунеллески. Сагрестия Микеланджело была предназначена для погребения Юлиана , сына Лоренцо Великолепного и брата Леона X, и Лоренцо герцога Урбинского , племянника папы римского, оба умерших молодыми.
В 1534 году, не завершив работу, Микеланджело отправляется в Рим, а в 1555 году, по просьбе герцога Козимо Медичи, работу завершает Джоржио Вазари, скомпоновав оставленные скульптором памятники в часовне. На каждом саркофаге размещены статуи аллегорий Времени Суток — «Дня» и «Ночи» у Юлиана и «Утра» и «Вечера» у Лоренцо.
Страшный суд
Вскоре после восхождения на Папский Престол, Павел III назначил Микеланджело главным архитектором , скульптором и художником апостольского Дворца. Кроме того, он поручил ему выполнение проекта, задуманного ещё его предшественником Клементом VII Медичи — грандиозную фреску «Страшного суда» на алтарной стене Сикстинской Капеллы, потолок которой Микеланджело расписал 3о лет назад. Работа была выполнена за 6 лет и завешена к 1541 году.
Вследствие волны цензуры, спровоцированной Тридентским собором (1545-1563), организованным для противостояния движению Реформации, было решено покрыть «скандальную» обнажённость микеланджеловских фигур. Решение это было принято за несколько недель до смерти художника. Задание «морализации » фрески Сикстинской Капеллы было поручено Даниеле да Волтерра, другу и ученику Микеланжело, который буквально дорисовал трусики на интимные части персонажей.
Для создания фрески Микеланджело использовал образы своих современников. Так, святой Пётр похож на Павла III, Минос — на Биаджо да Чезена, папского юриста и организатора церемоний, яро протестовавшего против аморальности фрески, в образе святого Варфоламея узнаются черты писателя Пьетро Аренцио. Особенно живописно художник внедрил во фреску свой автопортрет — в образе снятой с мученика кожи в руках у святого.
Купол собора Святого Петра
Самой престижной римской должностью Микеланджело архитектора, принятая им на добровольных началах, была ответственность за возведение ватиканского собора . Перестройка существующего здания началась в 1506 году и была инициативой папы Юлия II. Она предполагала снос константиновской базилики IV века.
Получив, указом Павла III в 1546 году, должность директора Фабрики собора Святого Петра , Микеланджело, в свои 71 год, внёс некоторые поправки в проект Браманте, предложив создание купола, похожего на купол Брунеллески в флорентийском соборе, воздвигнутом столетием раньше, но более масштабных размеров. Купол, помимо своей архитектурной функции, должен был символизировать религиозную мощь нового собора Святого Петра.
На правах руководителя, Микеланджело вносил любые, необходимые по его мнению, поправки в создание собора. Умер Буонаротти когда купол был выстроен до барабана. Завершались работы между 1588 и 1590 годами, архитекторами Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана, придавшим куполу более вытянутую форму, чем та, что изначальна была задумана Микеланджело. На сегодняшний день купол собора Святого Петра — это единственный элемент, наиболее близкий к проекту Микеланджело, значительно изменённому в XVII веке архитектором Карло Мадерно.
Пьета Ронданини
Работу описывать как «статую Христа на первом плане и соединённую с ним фигуру, обтёсанную, но не завершённую» — говорится в инвентаризации вещей Микеланджело, проведённой в его римском доме на Марсель де Корви после его смерти в 1564 году. Несколькими днями раньше, Микеланджело ещё работал над созданием статуи в последнем всплеске душераздирающих страданий. Скульптура изображает слабого и обессиленного Христа, поддерживаемого единственной фигурой — своей матерью, Марией.
Название работы происходит от фамилии семьи Ронданини, в доме которой в XVIII веке она была найдена. Надпись на пьедестале «BVONA ROTA» не является автографом. Сегодня скульптура находится в музее Дворца Сфорца в Милане.
Когда искусство не сводится к одному только подражанию, а, на примере классики, становится инструментом передачи этических ценностей , присущих человеческой природе, оно способно в своём созидании уподобляться божественному. И Микеланджело этому достойный образец.