Найти в Дзене

Если условия жизни не способствуют уменьшению тревожности, тогда тревожность усиливается и приводит к неврозу

(Художник: Марк Гертлер)
(Художник: Марк Гертлер)

Если условия жизни не способствуют уменьшению тревожности, тогда тревожность не только приобретает устойчивый характер, но и усиливается, приводя к неврозу.

Имеется огромная разница, будет ли реакция враждебности и тревожности ограничена теми обстоятельствами, которые вызвали у ребенка такую реакцию, или она разовьется во враждебную установку и тревожность по отношению к людям вообще.

Если ребенку повезет иметь любящую бабушку, понимающего учителя, нескольких хороших друзей, его опыт общения с ними может предохранить его от убеждения, что от других людей можно ожидать только плохого.

Но чем более травмирующими являются его переживания в семье, тем более вероятно, что у ребенка разовьется не только реакция ненависти по отношению к родителям и другим детям, но также недоверчивость или злобное отношение ко всем людям.

Чем больше ребенка изолируют, препятствуя приобретению им собственного опыта, тем с большей вероятностью развитие будет идти в этом направлении. Чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например, путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир и, таким образом, приобретает убеждение, что мир в целом опасен и страшен.

В таком случае ребенок, выросший в подобной, негативной для его психики обстановке, будет воспринимать даже безобидное поддразнивание как жестокое отвержение.

Он станет более ранимым и обидчивым, чем другие и менее способным к самозащите.

И это может привести его к одиночеству во взрослой жизни, потому что отдельные острые реакции на частные провоцирующие ситуации кристаллизуются в склад характера.

А значит у такого индивида уже может развиться невроз или глубинная тревожность, связанная, в свою очередь, с глубинной враждебностью.

Сергей Зелинский

Директор Бойцовского клуба Сергея Зелинского (Санкт-Петербург), психолог-психо терапевт, чемпион мира (США,1998) , тренер-психолог 3-х чемпионов мира , преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов (1999-2011), автор 250 книг.