На торгах российских аукционов часто появляются уникальные лоты, заполучить которые мечтают десятки богачей. Недавно с молотка пустили бесценную реликвию - знамя Первого конного Черноморского полка бывшего Черноморского казачьего войска времен Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Даже сами организаторы торгов указали — это чрезвычайная редкость. Данный лот представляет коллекционную и историко-культурную ценность музейного уровня.
Пропала или украли?
Войско это полотно с надписью «За отличие в войне с Персиею и Турциею в 1827, 1828 и 1829 годахъ» получило Высочайшим указом от 21 сентября 1831 года. Бесследно пропала реликвия ориентировочно еще до Второй Мировой войны. Долгое время ее местонахождение было неизвестным.
- Среди регалий Кубанского казачьего войска это знамя значится как достижение за заслуги и победы Черноморского казачьего войска, - рассказывает телеканалу Царьград бывший атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов. - Это знамя упоминается в реестре регалий войска в 1827-м, 1896-м а также в 1931 годах, когда они выставлялись в Сербии. Во время войны в музей, где хранилась уникальная реликвия, попала бомба, часть экспонатов была безвозвратна утрачена. В их числе - серебряные трубы, рожки, полагаю, утеряно было и это знамя.
По словам Владимира Громова, в 1969-м Кубанское казачье войско проводило ревизию за рубежом, но, увы, легендарное знамя найдено не было. Уж кто присвоил себе ценный экспонат, историки никогда не узнают. И вот внезапно стяг появляется в качестве предмета купли-продажи на интернет-аукционе.
- Честно говоря, я был уверен, что Кубанское казачье войско заинтересуется данным лотом. Эта реликвия представляет для нас большую ценность, - продолжает Владимир Громов с нотками упрека в адрес ККВ. - Но, к сожалению, интереса я не увидел, хотя лично сообщил о намечающемся аукционе.
Казаки же в свою очередь не отрицают - о торгах узнали за пару дней до их начала, но этого мало, чтобы выяснить, действительно ли это тот самый стяг, следы которого утрачены десятилетия назад.
- Необходима серьезная экспертиза. Ее результаты покажут, как нам действовать дальше, - говорят в войске. – Мы же не можем, не будучи уверенными, выложить минимум 2 миллиона рублей, ориентируясь только на внутренние предположения и фотографии лота.
И все же в ККВ не исключают подлинности стяга. А стало быть – и возможность его выкупа.
Путь длиной в 100 лет
В краснодарском историко-археологическом музее им. Е.Д. Фелицына выставлены возвращенные казачьи регалии.
- Представьте себе путь длиной почти в 100 лет — именно столько «путешествовало» знамя. Екатеринодар, затем Константинополь, Белград, последняя остановка коллекции - Нью-Джерси. Казаков в эмиграции было много, вполне возможно, что какие-то предметы остались на руках, - рассказывает телеканалу Царьград главный хранитель музея Фелицына Марина Смертина. - То, что это знамя — одно из тех, что было вывезено в 20-е годы из России, нет сомнений. Состояние очень похоже на то, в котором находились многие регалии после возвращения на родину.
Действительно, на аукционе было указано, что полотно сильно руинировано, особенно по краям, со следами уничтожения императорских вензелей Николая I согласно приказам Временного Правительства в 1917 году. И на данный момент требуется серьезнейшая реставрация.
Реликвия может кануть в Лету. Опять
- Помимо того, что нужно будет отдать минимум 1,9 миллиона рублей за само знамя, покупателю придется дополнительно раскошелиться на реставрацию. По оценке, это может обойтись еще в 2,5 миллиона рублей. Кроме того, чтобы восстановление было не напрасным, в дальнейшем полотно необходимо хранить в специальных условиях с определенной температурой и влажностью. Конечно же, лучше всего, если оно будет храниться в музее, где за каждым экспонатом следят, - продолжает Марина Смертина.
Но выкупить это знамя, по словам научного сотрудника, у музея денег нет. Министерство культуры такую дорогую покупку тоже позволить себе не сможет. И даже нет информации – обсуждается ли этот вариант. Но основной вопрос все же к казакам – имея бюджет в более чем миллиард рублей в год, можно выделить несколько миллионов на выкуп ценности.
Есть надежда на меценатов, готовых оказать благотворительность и безвозмездно передать в дар дорогую реликвию в обмен на вечную славу. Но таких людей пока не нашлось. Однако даже если и появится желающий, то покупка может так и не произойти.
- Главная беда в том, что теперь неизвестно, где в следующий раз всплывет знамя, - говорит Владимир Громов.
Собственника бесценной реликвии невозможно найти — по условиям аукционный дом не имеет права разглашать такую информацию. Когда будут следующие торги и планируются ли они вообще, тоже неизвестно.
- Мы отправили запрос организаторам аукциона, но ответа на наше обращение не пришло, - вторят Громову в войске.
Не исключено, что уникальная реликвия снова исчезнет на целое столетие.