Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Многие из вас знают, что обычно я объединяю в своих статьях несколько биографий замечательных людей живших и работавших в эпоху Советского Союза. Сегодня, я хочу изменить этому правилу и посвятить статью целиком одной Великой актрисе 20 века, которую любят и помнят даже люди, родившиеся уже после её ухода.
Раневская Фаина Георгиевна (1896-1984)
Великая русская и советская актриса театра и кино, лауреат трёх Сталинских премий, народная артистка СССР.
Родилась в Таганроге в богатой еврейской семье. Имя при рождении Фанни Гиршевна Фельдман.
К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай».
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.
В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.
Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем.
По представлениям родителей для девушки из приличной еврейской семьи стать актрисой означало примерно то же самое, что устроится на работу в бордель.
Отец поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.
Однако дочь была непреклонна в своем решении и в 1915 году уехала в Москву, где… не смогла поступить ни в одно учебное театральное заведение «в связи с полным отсутствием способностей».
Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы, с одним из которых косвенно связано появление псевдонима Раневская. Вот как сама Фаина Георгиевна вспоминала об этом:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…
В Москве жила в комнатке на Большой Никитской улице. Близко общалась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским и другими поэтами и актерами. По воспоминаниям людей знавших её в это время была просто без ума от В. Качалова. Причем восхищалась не только его актерской игрой, но и была влюблена, как в мужчину. Были ли эти чувства платоническими или переросли в роман неизвестно.
Актриса театра
Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокет с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Большого успеха работа не принесла и начались постоянные мыканья по провинциальным театрам.
В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону, где познакомилась со знаменитой актрисой Павлой Вульф, которая на долгие годы стала для Фаины учителем и верным другом . После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск.
Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году — до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.
В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Вся театральная Москва валом валила в театр имени Моссовета, что бы увидеть Раневскую в маленькой роли, из которой она сделала настоящий шедевр.
В итоге если в начале спектакля в зале был аншлаг, после сцены с Раневской зрители потихоньку начинали расходиться, а после антракта доигрывать приходилось в полупустом зале. Вполне естественно, что Завадскому и другим актерам это не нравилось и сцену из спектакля просто убрали. К счастью сохранилась телевизионная запись спектакля фрагмент из которой с неподражаемой игрой Фаины Раневской я предлагаю вашему вниманию.
Однако, как бы там ни было, именно на сцене Театра имени Моссовета Раневская сыграла свои лучшие театральные роли в спектаклях
Последней ролью Фаины Георгиевны Раневской на театральной сцене стала Филицата в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Островского в постановке Сергея Юрского.
Кино
В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка».
Наиболее запомнившиеся зрителям фильмы и роли:
Во время съемок фильма «Весна», которые проходили в Праге, Раневской удалось через много лет увидеться со своими родственниками которые, как я уже писал, эмигрировали из России на собственном пароходе.
Сестра Фаины Георгиевны Изабелла, проживавшая в Париже не имела детей и оставшись после смерти мужа в полном одиночестве решила воссоединиться с сестрой. Задача оказалась достаточно сложной, но Фаина Георгиевна смогла добиться разрешения на возвращение в СССР дамы проходившей по документам, как белоэмигрантка.
Сестры несколько лет прожили вместе в доме на Котельнической набережной. К сожалению, через 4 года сестра умерла, и Раневская похоронила её на Донском кладбище.
С 1973 года знаменитая актриса жила по адресу Большой Палашевский переулок дом 3.
На фасаде дома установлена мемориальная доска.
Здесь она провела последние годы своей жизни. Сюда навестить пожилую актрису часто приходили молодые коллеги. Известно, что частым гостем Фаины Георгиевны бывал Владимир Высоцкий, которого она однажды здорово, выручила во времена его службы в Театре имени Пушкина. Особенно часто забегала сюда Марина Неёлова
В самом конце жизни у Фаины Георгиевны появился еще один близкий друг дворовый пес Мальчик, которого она подобрала во дворе в ужасном состоянии и буквально спасла ему жизнь. Пес оценил заботу и был рядом со своей хозяйкой до последнего дня. Позаботиться о Мальчике Фаина Георгиевна попросила свою близкую подругу Светлану Майорову.
Мальчик пережил свою хозяйку на несколько лет и скончался в весьма почтенном для собаки возрасте 15 лет. Похоронили его во Внуково, куда Фаина Георгиевна любила выезжать на отдых и всегда брала любимца с собой.
А на надгробии актрисы и её сестры появилась маленькая бронзовая фигурка собачки, своеобразный кенотаф любимому псу на могиле хозяйки
16 мая 2008 года в Таганроге был торжественно открыт памятник Ф. Г. Раневской. Установлен он рядом с домом, где прошло её детство. Сам дом в настоящее время полностью расселен и в нем планируется открыть музей актрисы.
В 2019 году еще один памятник великой актрисе открыли в Приморском районе Санкт- Петербурга
На постаменте высечен один из её бессмертных афоризмов
На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Как всегда жду ваших отзывов и мнений. Ну а пока всего доброго и до скорой встречи.