Найти в Дзене
Жизнь в СССР

Советская киноиндустрия. Какие гонорары получали работники кино в СССР.

Оглавление

Всем читателям канала "Жизнь в СССР" доброго дня!

В культурной сфере зарплата работников была регламентирована государством. Гонорары советских артистов были намного меньше чем у западных, но тем не менее на фоне общей бедности они могли похвастаться своими заработками. Также в «Мосфильме» работали профи, которые получали в десятки раз больше своих коллег.

Экономика киноиндустрии

Настоящий подъем советского кино произошел в 60-е годы, когда было снято большинство фильмов, любимых нами по сей день. Минфин ежегодно выделял 100 миллионов рублей на развитие киноиндустрии, которые Госкино распределял между студиями. Выручка от кинопроката шла на оплату дебютов начинающих актёров - студентов ВГИКА, фильмы экспериментального характера, а остальное клали в банк.

Так как поход в кинотеатр был чуть ли не единственным развлечением для горожан, то доход от одной успешной картины составлял около миллиарда рублей, при учёте стоимости билета в 22 копейки. Если кинолента проваливалась в прокате, то дыры в бюджете закрывали показами популярных индийских фильмов - на них всегда ходили охотно, и они не имели антисоциалистического подтекста.

Как присваивали категории

-2

Как и во всех серьёзных организациях, работников творческих студий делили на категории - зарплата зависела от занимаемого поста и рассчитывалась потиражно. Например сценаристы и композиторы получали гонорары не превышающие 30% от сбора. Композиторов редко приглашали для написания музыки к фильмам, так как она не была защищена авторским правом. Если киноленту нужно было снять по мотивам классической литературы, то стоимость переуступки прав составляла около 2000 рублей. Как правило, сценаристы просто делали рерайтинг книг, за что и получали положенное вознаграждение.

Зарплаты актёров и режиссёров

-3

Актёры, игравшие вторые роли получали не только оклад, который варьировался от 80 до 1000 рублей, но и премию. Гонорар зависел от квалификации, полученных наград и званий. Он не превышал 1800 рублей. Настоящими звёздами на площадках были исполнители главных ролей - за один фильм им платили 5000 рублей вместе с надбавками за стаж и профессионализм.

Ключевым звеном в создании картины был конечно режиссёр. Профессия считалась востребованной и высокооплачиваемой. Если фильм имел успех, и в нём удалось заложить идейную коммунистическую составляющую, то ему полагалась зарплата в 10000 рублей.

Рекордсмены

Были на площадках и рекордсмены, которые получали за роли и картины баснословные по тем временам деньги. Например за съемки в «Бриллиантовой руке», Никулину платили 800 рублей в день - это почти полугодовая зарплата среднестатистического гражданина. «Война и мир» Сергея Бондарчука принесла режиссёру 30000. Самой прибыльной оказалась картина «Интердевочка» - Тодоровскому «Мосфильм» выплатил 550 средних зарплат.

Все изображения взяты из открытых архивных источников.

Если Вам нравятся публикации нашего канала - ставьте "лайк" и обязательно подписывайтесь - дальше будет интересно.