Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский
Очень и очень знакомая картина жизни здесь нам, братья, представлена! Поучиться есть чему! Разве не то же ныне видим вокруг? Родители и воспитатели по горькому опыту знают, сколько и ныне юных жизней гибнет из-за того только, что юноши и девицы рвутся на простор, на свободу, жаждут независимости, своеволия, тяготятся надзором, не выносят однообразия учения и школьного режима. Есть и взрослые, возмужалые, наделенные богатыми духовными дарованиями, образованием и средствами, но не пользуются всем этим как должно, а проводят праздную жизнь, пустую, роскошную или распутную и таким образом губят здоровье, честь и доброе имя.
Но ведь Спаситель говорит нам притчу, то есть иносказание, следовательно, с рассказом надо соединить иной еще, высший, духовный смысл. Если посмотреть на историю жизни отца и двух сыновей со стороны высшего смысла, то увидим здесь изображение нашей христианской жизни вообще. Старший и юнейший сыновья — это мы с вами, христиане, и добрые и грешные, праведные и заблудшие, живущие в общении с Отцом Небесным — Богом и убегающие от Него на страну далече, на распутия мира, живущие по стихиям мира (Кол. 2, 8)! Бог Отец дал нам прежде всего великий дар — жизнь, каждому личное его бытие с бессмертием. Даровав бытие и жизнь, всеблагий Отец и Промыслитель разделил нам имение Свое, наделил всех без исключения дарами, или талантами. Кто получил десять, кто пять, кто один талант, но в общем каждый получил достойную часть. В самом деле, у всех нас одна богоподобная природа, один образ Его, одно дыхание Его — живая душа и бессмертная, с ее способностями: умом, сердцем и волей, с ее стремлениями к доброму, разумному, истинному, прекрасному и вечному. Солнце светит равно для всех, дождь падает на нивы бедных и богатых, радости и горе никого не минуют, благодать Божия открыто всем преподается в Церкви Божией. Никтоже да рыдает убожества , по слову Златоуста, то есть никто не может пожаловаться на недостаток в новом, открывшемся на земле Царстве Христа.
Какую же цель и какое назначение имел Отец Небесный, когда разделил имение Свое нам? Отец евангельской притчи охотно разделил имение сыновьям в той надежде, что добрые дети употребят его с пользой, приумножат, приложат все свои силы, свой ум и свой труд и поработают самостоятельно, радуя тем отца. Он и не думал порывать с ними связи, удалять их от себя, напротив, с любовью и радостью надеялся оказать им помощь, совет, воодушевить их в свободной их деятельности. Так и Отец наш Небесный дает нам блага и дары Свои для того, чтобы мы свободно и самостоятельно при помощи благодати Божией развивались и совершенствовались, просвещали разум, очищали сердце, укрепляли волю в добре, обновлялись со дня на день во внутреннем человеке (2 Кор. 4, 16), восходили от силы в силу (Пс. 83, 8), от славы в славу (2 Кор. 3, 18). В этом и заключается задача нашей жизни. Мы все, братья во Христе и дети Отца Небесного, призваны трудиться во славу Божию, на благо себе и друг другу совершенно свободно, охотно, с любовью, с радостью, а не рабски и из-под неволи. С нами и над нами всегда любящий, премудрый Отец; Его промыслительная рука и немощная врачующая благодать поддерживают нас и способствуют достигать меры возраста Христова, становиться мужами совершенными в духовной жизни.
Ни тот ни другой сын не оправдали вполне желаний и надежд отца, не воспользовались свободой и самостоятельностью как должно. Старший остался с Отцом, всегда был послушен ему и работал, но трудился как наемник, непременно за награду, за плату. Когда отец промотавшегося младшего брата принял с радостью и устроил для него пир, то старший позавидовал меньшему брату. Младший сын, названный в притче блудным, злоупотребил данной ему самостоятельностью и свободой, обратив ее в своеволие и полную разнузданность. Пылкий юноша, с несозревшим умом, с неокрепшей волей без поддержки отца всё свое имение, все таланты растратил, потерял, прожил — и остался нищим, нагим и голодным.
Не оправдываем, братья возлюбленные, и мы, как христиане, данного нам Отцом Небесным назначения, поставленных нам целей бытия, когда подражаем младшему сыну неразумному или походим жизнью на старшего.
Как многие и весьма многие, может быть большая часть, христиане бегут или желают, пытаются убежать от своего Бога — Отца Небесного на страну далече , покидают родной дом — Святую Церковь со всеми ее благодатными средствами, отвергают религию, слово Божие, Христовы заповеди. Разве и мы, христиане, подобно евангельскому блудному сыну, не рассуждаем так же легкомысленно и самоуверенно, как он: Бог Отец дал ум, силы душевные и телесные и все средства к жизни, а мы уж сумеем ими распорядиться сами так, как нам хочется, как найдем для себя удобным и полезным. Таким образом, люди ставят каждый себе свои цели, свои выгоды, свои занятия, обеспечивающие их сытое спокойствие, удовольствие чувств, удовлетворение страстей грешной природы. Уклонившись от назначения, данного Отцом Небесным, мы увлекаемся суетой жизни, носимся по бурному житейскому морю в бесплодной борьбе, подавляемые заботами и тревогами века сего, растрачиваем, теряем дары Божии — силы ума и сердца. Наша душа, не согреваемая благодатью Духа Божия, охладевает к добру и благочестию, томится голодом, пустотой и противным ей от природы чувством рабства греху и страстям.
Но если мы похожи по жизни на старшего сына, то тоже не вполне отвечаем цели высокого звания христианина. Христианство дает нам высшую свободу — свободу духа. Но если мы рабски совершаем свою христианскую жизнь, если мы трудимся только из-за наград, стараемся только не делать злое, но и доброго также не делаем или если и творим доброе, то не по чувству любви к нему, без воодушевления, то, поступая так, мы только рабы в дому Отца Небесного. А Господь Иисус Христос освободил нас от духа рабства, соделал нас детьми и друзьями Божиими.
Отец Небесный нам говорит: «Дети Мои! вы всегда со Мною и всё Мое — ваше». Нужно и нам воспользоваться благостью, милостью и любовью Отца нашего Небесного, оставить неразумные желания и стремления свои убежать от Него на страну далече , на полный простор стихийной жизни, страстей и похотей, удовольствий чувственной жизни! Кто чувствует себя по своему настроению жизни далеко, далеко отошедшим от Бога Отца, от истинно христианской жизни и звания христианина, возвратись к любвеобильному Отцу нашему Небесному; пока нетрудно, скажи от сердца: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15, 18)!
Все мы, братья, будем помнить, что Отец Небесный разделил нам Свое имение, чтобы мы приумножали его, чтобы свободно и самостоятельно, с любовью и чистой совестью, под премудрым руководством и попечением Отца Небесного, при помощи Его благодати, во всяком благочестии и чистоте содевали свое спасение, постоянно обновлялись и духовно-нравственно совершенствовались. Аминь.