Найти в Дзене
Чтец смыслов

В неделю о блудном сыне

Фредерик Джеймс Шилдс. Возвращение блудного сына
Фредерик Джеймс Шилдс. Возвращение блудного сына

Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский

Очень и очень знакомая картина жизни здесь нам, братья, представлена! Поучиться есть чему! Разве не то же ныне видим вокруг? Родители и воспитатели по горькому опыту знают, сколько и ныне юных жизней гибнет из-за того только, что юноши и девицы рвутся на простор, на свободу, жаждут независимости, свое­волия, тяготятся надзором, не выносят однообразия учения и школьного режима. Есть и взрослые, воз­мужалые, наделенные богатыми духовными дарова­ниями, образованием и средствами, но не пользуются всем этим как должно, а проводят праздную жизнь, пустую, роскошную или распутную и таким образом губят здоровье, честь и доброе имя.

Но ведь Спаситель говорит нам притчу, то есть иносказание, следовательно, с рассказом надо соеди­нить иной еще, высший, духовный смысл. Если по­смотреть на историю жизни отца и двух сыновей со стороны высшего смысла, то увидим здесь изобра­жение нашей христианской жизни вообще. Старший и юнейший сыновья — это мы с вами, христиане, и добрые и грешные, праведные и заблудшие, живущие в общении с Отцом Небесным — Богом и убегающие от Него на страну далече, на распутия мира, живущие по стихиям мира (Кол. 2, 8)! Бог Отец дал нам прежде всего великий дар — жизнь, каждому личное его бытие с бессмертием. Даровав бытие и жизнь, всеблагий Отец и Промыслитель разделил нам имение Свое, наделил всех без исключения дарами, или талантами. Кто по­лучил десять, кто пять, кто один талант, но в общем каждый получил достойную часть. В самом деле, у всех нас одна богоподобная природа, один образ Его, одно дыхание Его — живая душа и бессмертная, с ее способ­ностями: умом, сердцем и волей, с ее стремлениями к доброму, разумному, истинному, прекрасному и веч­ному. Солнце светит равно для всех, дождь падает на нивы бедных и богатых, радости и горе никого не минуют, благодать Божия открыто всем преподается в Церкви Божией. Никтоже да рыдает убожества , по слову Златоуста, то есть никто не может пожало­ваться на недостаток в новом, открывшемся на земле Царстве Христа.

Какую же цель и какое назначение имел Отец Не­бесный, когда разделил имение Свое нам? Отец еван­гельской притчи охотно разделил имение сыновьям в той надежде, что добрые дети употребят его с поль­зой, приумножат, приложат все свои силы, свой ум и свой труд и поработают самостоятельно, радуя тем отца. Он и не думал порывать с ними связи, удалять их от себя, напротив, с любовью и радостью надеялся оказать им помощь, совет, воодушевить их в свобод­ной их деятельности. Так и Отец наш Небесный дает нам блага и дары Свои для того, чтобы мы свободно и самостоятельно при помощи благодати Божией разви­вались и совершенствовались, просвещали разум, очи­щали сердце, укрепляли волю в добре, обновлялись со дня на день во внутреннем человеке (2 Кор. 4, 16), восходили от силы в силу (Пс. 83, 8), от славы в славу (2 Кор. 3, 18). В этом и заключается задача нашей жиз­ни. Мы все, братья во Христе и дети Отца Небесного, призваны трудиться во славу Божию, на благо себе и друг другу совершенно свободно, охотно, с любовью, с радостью, а не рабски и из-под неволи. С нами и над нами всегда любящий, премудрый Отец; Его промыслительная рука и немощная врачующая благодать поддерживают нас и способствуют достигать меры возраста Христова, становиться мужами совершенны­ми в духовной жизни.

Ни тот ни другой сын не оправдали вполне же­ланий и надежд отца, не воспользовались свободой и самостоятельностью как должно. Старший остался с Отцом, всегда был послушен ему и работал, но тру­дился как наемник, непременно за награду, за плату. Когда отец промотавшегося младшего брата принял с радостью и устроил для него пир, то старший поза­видовал меньшему брату. Младший сын, названный в притче блудным, злоупотребил данной ему само­стоятельностью и свободой, обратив ее в своеволие и полную разнузданность. Пылкий юноша, с несозрев­шим умом, с неокрепшей волей без поддержки отца всё свое имение, все таланты растратил, потерял, про­жил — и остался нищим, нагим и голодным.

Не оправдываем, братья возлюбленные, и мы, как христиане, данного нам Отцом Небесным назначения, поставленных нам целей бытия, когда подражаем младшему сыну неразумному или походим жизнью на старшего.

Как многие и весьма многие, может быть большая часть, христиане бегут или желают, пытаются убежать от своего Бога — Отца Небесного на страну далече , покидают родной дом — Святую Церковь со всеми ее благодатными средствами, отвергают религию, слово Божие, Христовы заповеди. Разве и мы, христиане, подобно евангельскому блудному сыну, не рассужда­ем так же легкомысленно и самоуверенно, как он: Бог Отец дал ум, силы душевные и телесные и все сред­ства к жизни, а мы уж сумеем ими распорядиться сами так, как нам хочется, как найдем для себя удобным и полезным. Таким образом, люди ставят каждый себе свои цели, свои выгоды, свои занятия, обеспечиваю­щие их сытое спокойствие, удовольствие чувств, удо­влетворение страстей грешной природы. Уклонив­шись от назначения, данного Отцом Небесным, мы увлекаемся суетой жизни, носимся по бурному жи­тейскому морю в бесплодной борьбе, подавляемые за­ботами и тревогами века сего, растрачиваем, теряем дары Божии — силы ума и сердца. Наша душа, не со­греваемая благодатью Духа Божия, охладевает к добру и благочестию, томится голодом, пустотой и против­ным ей от природы чувством рабства греху и страстям.

Но если мы похожи по жизни на старшего сына, то тоже не вполне отвечаем цели высокого звания христианина. Христианство дает нам высшую сво­боду — свободу духа. Но если мы рабски совершаем свою христианскую жизнь, если мы трудимся только из-за наград, стараемся только не делать злое, но и доброго также не делаем или если и творим доброе, то не по чувству любви к нему, без воодушевления, то, поступая так, мы только рабы в дому Отца Небесного. А Господь Иисус Христос освободил нас от духа раб­ства, соделал нас детьми и друзьями Божиими.

Отец Небесный нам говорит: «Дети Мои! вы всегда со Мною и всё Мое — ваше». Нужно и нам воспользо­ваться благостью, милостью и любовью Отца нашего Небесного, оставить неразумные желания и стремле­ния свои убежать от Него на страну далече , на пол­ный простор стихийной жизни, страстей и похотей, удовольствий чувственной жизни! Кто чувствует себя по своему настроению жизни далеко, далеко отошед­шим от Бога Отца, от истинно христианской жизни и звания христианина, возвратись к любвеобильному Отцу нашему Небесному; пока нетрудно, скажи от сердца: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15, 18)!

Все мы, братья, будем помнить, что Отец Небесный разделил нам Свое имение, чтобы мы приумножали его, чтобы свободно и самостоятельно, с любовью и чистой совестью, под премудрым руководством и по­печением Отца Небесного, при помощи Его благода­ти, во всяком благочестии и чистоте содевали свое спа­сение, постоянно обновлялись и духовно-нравственно совершенствовались. Аминь.