Здравствуйте, уважаемые читатели. Хотел бы с вами поделиться промежуточными результатами борьбы с региональным оператором по вывозу ТКО в городском округе Балашиха – ООО «Хартия». Мной от имени заявителя было подано исковое заявление к Администрации г.о. Балашиха и ООО «Хартия» о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, провести комплексное обследование территории, внести изменение в типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Балашихинский городской суд МО. Если проще суть спора сводится к понуждению Администрации г.о. Балашиха создать места накопления твердых коммунальных отходов в деревне Федурново (г.о. Балашиха МО). Для этого Администрация г.о. Балашиха должна провести комплексное исследование территории на предмет соблюдения санитарных и других норм с целью установить возможность создать общие места накопления отходов и/или определить возможность использования индивидуальных выкатных контейнеров. А результаты суда, он еще далек от завершения, уже поражают. Убедительно прошу, если не хотите тратить время на весь материал, прочтите в конце, то, что выделено жирным шрифтом. Со всеми остальными мы исследуем вопрос подробнее.
В ходе судебного разбирательства от 18.02.2021 г. было установлено, что сектор ИЖС (индивидуальные жилы строения) в д. Федурново не имеет собственных мест складирования ТКО. Вообще никаких. По словам представителя Администрации г.о. Балашиха площадка для сбора ТКО в д. Федурново создавалась, однако, в дальнейшем она была демонтирована. На данный момент установка площадки для сбора ТКО не входит в планы по санитарной очистке территории в г.о. Балашиха, и в целом невозможна из-за ограничений самой территории. Соответственно, в Постановлении Администрации г.о. Балашиха от 30.07.2020 г. № 494-ПА «Об утверждении Генеральной схемы санитарной очистки городского округа Балашиха Московской области» (далее Генеральная схема очистки г.о. Балашиха) в д. Федурново в ИЖС нет оборудованных мест сбора отходов. Причем об этом знают как Администрация г.о. Балашиха, так и региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Хартия».
Представитель регионального оператора по обращению с ТКО на заседании, ничуть не смущаясь, стал объяснять, что ТКО жители ИЖС в д. Федурново могут складировать на любой другой площадке сбора ТКО, в том числе и относящейся к управляющим компаниям в МКД, распложенной по адресу: МО, г.о. Балашиха, д. Федурново, ул. Авиарембаза, д. 9. Также представитель регионального оператора по обращению с ТКО указал, что «пакетный» сбор отходов не противоречит действующему законодательству, а многие дачники выбрасывают отходы по пути своего следования, без привязки к определенному месту.
Данные утверждения представителя ответчика 2 не опираются на законодательство РФ. Представитель ответчика писал в своем отзыве, что договор с потребителем на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми без исключения жителями МО, даже без подписания договора. Таким же образом заключаются и договоры с управляющими компаниями в МКД (многоквартирные дома). Представитель регионального оператора по обращению с ТКО, вероятно, упустил из виду (скорее намерено пытался ввести суд в заблуждение), что в приложении 1 к типовой форме договора должно быть указано место накопления отходов. Данная форма договора размещена на сайте регионального оператора по обращению с ТКО, и обязательна к исполнению, как для него, так и для потребителя. В пункте 1 типовой формы договора должно быть указано, помимо других обстоятельств, также и место накопления ТКО для каждого потребителя.
Следовательно, для любых потребителей места накопления ТКО, определённые в договоре, будут являться индивидуальными и не могут относиться одновременно к нескольким потребителям, тем более разных категорий, таких как ИЖС и управляющие компании в МКД.
Места сбора отходов для ИЖС должны быть созданы с соблюдением особого порядка. В ИЖС места сбора ТКО создаются с соблюдением требований «Регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с ТКО и собственников ИЖС» (утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО от 19.07.2019 г. № 408-РВ) (далее Регламент взаимодействия от 19.07.2019 г.), который в д. Федурново до сих пор не реализован . А так называемый «дополнительный вывоз ТКО с территории д. Федурново» (фраза из отзыва ответчика 2) является нарушением законодательства РФ, так как оно не предусматривает такого способа складирования ТКО, как выставление собственниками ИЖС своих пакетов с мусором на улицу, которые региональный оператор, по его словам, забирает два раза в неделю. Хотел бы подчеркнуть, что в п. 10 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (с изменениями и дополнениями) указано «В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Соответственно, на данный момент «пакетный» способ вывоза ТКО не только противоречит Генеральной схеме очистки г.о. Балашиха и Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26.07.2019 г. № 350-РВ (в редакции Распоряжения жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 29.11.2019 г. № 683-РВ), в п. 2.5. которого указано, что «накопление ТКО, образующихся на территориях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и индивидуальных жилищных строительств (далее - частные домовладения), осуществляется в индивидуальные контейнеры, контейнеры, находящиеся на оборудованной контейнерной площадке…», он также нарушает и предусмотренный порядок взаимодействия органов местного самоуправления, регионального оператора и жителей ИЖС в целях проведения исследования территории для определения способа складирования ТКО.
Сейчас жители ИЖС в д. Федурново не имеют права использовать для накопления ТКО иные места, относящиеся в соответствии Генеральной схемой очистки г.о. Балашиха к МКД или/и к юридическим лицам, которые указаны в нем как отходообразователи.
В деревне Федурново, как и во многих других населенных пунктах г.о. Балашиха, никакой тары региональный оператор потребителям не предоставляет, а вывозит ТКО по его утверждению в пакетах потребителей, абсолютно не фиксируя сам факт вывоза, пакеты просто загружаются в машину регионального оператора. Сам по себе «пакетный» способ в понимании регионального оператора является грубым нарушением законодательства РФ, так как ведет к загрязнению окружающей среды и возможности возникновения различных заболеваний, связанных с процессом разложения ТКО.
Интересный момент в соответствии с Генеральной схемой очистки территории г.о. Балшиха вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно, однако сам региональный оператор утверждает, что вывоз ТКО в д. Федурново происходит два раз в неделю. А вот деньги региональный оператор берет по тарифу, и объем оказанных услуг считает не зависимо от реального вывоза , а на основании специальных правил. Так региональный оператор действует во всех населённых пунктах с ИЖС. Забирает ТКО он два раза в неделю, а вот потребители платят как за ежедневный вывоз с общих мест накопления отходов. И полностью устраивает, как органы местной власти, так и регионального оператора по обращению с ТКО. Никто ничего не может возразить, а если кто-то и выразит недовольство, так все равно разобраться не профессионалу в этой «схеме» невозможно. Тем более, что составить акт о нарушениях законодательства РФ со стороны регионального оператора очень сложно. И даже нам с вами, уважаемые читатели, потребовалось время, чтобы добраться до реального состав правонарушения со стороны регионального оператора.
Еще раз подчеркну, что все секторы ИЖС и деревни, в которых ТКО вывозится «в пакетах», являются, по сути «теневыми зонами», в которых качество и перечень услуг прямо противоречит их стоимости. Региональный оператор берет с ИЖС и прочих таких потребителей стоимость, которая включает ежедневный вывоз ТКО, вывоз из общих мест накопления отходов и с объема который исчисляется исходя из вероятного существования общего места накопления отходов с контейнером, а по факту он вывозит пару десятков пакетов два раза в неделю. Причем даже этот «пакетный» способ вывоза ни чем не оформляется, а деньги от реализации такого незаконного способа региональный оператор получает вполне приличные. Ведь посудите сами одно дело считать объем услуг контейнерами, вывозимыми ежедневно, а совсем другое учитывать, взвешивать десяток «пакетиков» с мусором, получаемых от потребителей.
И вот это уже серьезное нарушение. До этого мы обсуждали недостатки системы и говорили, про ее «непрозрачность». А вот теперь мы видим реальное нарушение законодательства РФ, выражающееся в создании видимости оказания услуг в одном объеме, а на деле объем услуг совершенно иной. Причем на бумаге все услуги региональный оператор оказывает в полном объеме, а по факту дело обстоит совсем иначе.
В этой и не только связи мной и моим доверителем был составлен акт о нарушениях публичного договора со стороны регионального оператора ООО «Хартия» от 07.02.2021 г. в котором, в частности, зафиксирован факт вывоза ТКО в нарушение нормативных правовых актов, указанных выше. Также осуществлена видеофиксация того факта, что представители ООО «Хартия» вывозят ТКО без оформления соответствующих сопроводительных документов, без предоставления тары, просто забирая пакеты, которые стоят на дороге. При этом определить чей пакет стоит на дороге невозможно, а следовательно невозможно идентифицировать конкретного потребителя, с которой у ООО «Хартия» заключен прямой договор на условиях типовой формы. О составлении данного акта ООО «Хартия» была проинформирована. Телеграммой от 08.02.2021 г. региональный оператор по обращению с ТКО сообщил, что не может направить своих представителя в связи с выходным днем, однако при этом в день составления акта сотрудники ООО «Хартия» забирали мусор у домов жителей д. Федурново. Данные представители ООО «Хартия» могли участвовать в составлении акта, так как их согласия или не согласия на его составление не требовалось, необходимо было только присутствие. Более того в типовой форме договора не указано, что акт должен быть составлен исключительно в рабочий день. Указанный акт был направлен региональному оператору по обращению с ТКО по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Возражение на акт о нарушениях региональный оператор до сих пор не прореагировал. Мы направили акт о нарушениях региональным оператором по обращению с ТКО норм публичного договора в Правительство МО и на имя губернатора МО (п. 20 типовой формы договора).
Только такой способ борьбы, через составление акта о нарушениях, в данном случае возможен. Путь не простой, только он может при его грамотной реализации привести к лишению статуса регионального оператора ООО «Хартия». Пусть думают, что статуса лишить их не могут, в связи с теми, кто за ними стоит и т.п. Но есть мы с Вами, и мы за всем этим пристально следим и принимаем соответствующие меры.
Спасибо за ваше время.