Впервые, я с творчеством Татьяны Толстой познакомился, благодаря РАДИО.
Да-да, в 2001 году, когда еще было проводное радио в каждой квартире.
«Радио России» создало моноспектакль по роману Татьяны Толстой «КЫСЬ» и по 12 минут в день, с понедельника по пятницу, шло повествование.
За эту сложную по форме и содержанию работу «Радио России» было награждено Национальной премией «Радиомания» в 2002 году – я, лично, считаю эту работу шедевром, который не каждый примет.
Такое творчество не для всех. Кто-то не может, и половину осилить, выдавая такую рецензию,
- не пошла книга, муть такая. Лично мне от такого не ржать, а вешаться хочется. Есть пара сцен, которые (с натяжкой) можно назвать "забавными", но в целом - гниль.
Борис Парамонов отозвался так,
« Это книга о России. Энциклопедия русской жизни, как некогда говорили в таких случаях. Толстая придумала для своей России фауну и флору, историю, географию, границы и соседей, нравы и обычаи населения, песни, пляски, игры. Она создала мир. Кысь — Русь. Цепочка звуковых ассоциаций ясная: кысь — брысь — рысь — Русь. Русь — неведома зверюшка.»
Весь текст пропитан сарказмом, стебом и сатирой. А начинаешь вдумчиво, разбирать – то это, про нас НЕИДИАЛЬНЫХ всех роман. Добротно и красочно описаны все персонажи, со всем их "внутренним" богатством.
Над кем смеётесь – над собой смеетесь…
Особенно разговоры с самим с собой, так откровенны и пронизаны неприкрытой честностью.
Роман - как разнокрасочная картинка в деревенском стиле, сатирический пост. апокалипсис после атомного взрыва, где живут – прежние и голубчики (нынешние). И только наш человек сможет такое создать и понять.
От данного романа веет: то Гоголем, то Стругацкими, то Зощенко, а где-то "записками сумасшедшего" и выдержками из медицинской энциклопедии.
Тема народной убогости и недалекости разобрана от А до Я. Некоторые моменты разобраны с такой дотошностью, что любой историк или врач позавидует.
В одной цитате кроется целая история,
- …А принес огонь людям Федор Кузьмич, слава ему. Ах, слава ему! Пропали бы мы без Федора Кузьмича, ей-ей, пропали бы! Все-то он возвел и обустроил, все-то головушкой своей светлой за нас болеет, думу думает! Высоко вознесся терем Федора Кузьмича, маковкой солнце застит. День и ночь не спит Федор Кузьмич, все по горенке похаживает, о нас, голубчиках, кручинится: сыты ли мы, пьяны ли мы, нет ли в чем нам досады какой али увечья какого? Есть у нас малые мурзы, а Федор Кузьмич, – слава ему, – Набольший Мурза, долгих лет ему жизни. Кто сани измыслил? Федор Кузьмич. Кто колесо из дерева резать догадался? Федор Кузьмич. Научил каменные горшки долбить, мышей ловить да суп варить.
В каждом описании, прикрыто человеческое нутро, вот например,
- А оттого, знать, что умысел супротив тебя направлен, чтоб помнил ты свое место: ниже нижнего, и не высовывался. Ежели кто над тобой посмеялся – он словно как бы власть свою показал, а ты, брат, словно в ямку скатился.
Для всех нашлось место в романе.
работяг нашего времени в том времени превратили в перерожденцев. Нормальными "прежними" оставили только людей из числа высшей интеллигенции, с хорошим образованием.
А «СВОЕВОЛИЕ», и «БОЛЕЗНЬ» и санитары с крючьями - лечащие - от болезни (от лишних знаний) это без комментариев.
Тема Кыси идет параллельно с размышлениями Бенедикта, и автор гениально, постепенно превращает главного героя в Кысь.
Автор описывает жителей Фёдоркузьмичска, которые, читают "Красное и чёрное" но не умеют добыть огонь и пользуются каменными топорами.
Ясно одно - за МКАДом жизни нет. Это поясняется ещё в начале романа.
Все этапы становления Бенедикта показаны подробно - от простого писца (офисника), "перебеляющего" в рабочей избе до санитара с крюком, который забирает и лечит, и люди после того лечения не возвращаются. Никто еще не вернулся.
Ну и потом зaхвaт влaсти, со всеми последствиями.
Книжка хороша, написана умно и талантливо. Кому надо - тот поймет, а кому не надобно, то стало быть - так нужно.
А сколько правды в этих словах,
- Конечно, и повара понять надо. Он небось тушки припрятывает, лучшие кусочки оттяпает и домой несет, детишкам. А и всякий бы так сделал. Ведь одно дело – на чужого варить, на незнакомого: кто его знает, что за человек такой? А другое дело – на свое дитятко. Некоторые говорят: на всех, дескать, варить надо одинаково. Да где ж это видано?
Единственное, не понравилась концовка, чувствуется, что автор устал от этого романа, и нужно было как-то УЖЕ закончить, самое простое -закончить все взрывом и воспарением главных героев над всем хаосом….
Ну, автор художник, он так видит.
Ставлю роману 9 из 10.
***
Лучшee спасибо - это лайк и подписка!