Найти в Дзене
Московские Новости

Планы на выходные. Британская квир-драма про 1980-е, лучшая экранизация артуровского мифа и игра про греческих богов

Оглавление

Эксперты советуют рестораны, фильмы, книги и другие развлечения на выходные.

Музыка
Артем Абрамов, музыкальный критик, автор канала ain't your pleasure :
Tindersticks — Distractions (City Slang, 2021)

Стюарт Эштон Стэплс, руководитель маленького поп-оркестрика Tindersticks, пел о возможностях не ранящего других и себя выражения чувств (и о возможностях справиться с ранами, которые наносит остальной мир) с самого начала 1990-х. Пел тихо, но отчаянно — доскребываясь до самых черствых сердец. Это отчаяние постепенно его утомило — все альбомы Tindersticks из прошлого десятилетия сливаются в одну прекрасную, но совершенно не различимую в своих отдельных кадрах звуколенту.

Кажется, это заметил и сам режиссер — прошлогодний EP группы See My Girls ушел от чарующих струнных аранжировок в сторону облегченной психоделии. Distractions же с помощью мягкой, но практичной электроники преимущественно дабовых образцов смонтирован в пленку, для группы почти что нехарактерную. Distractions — словно негатив прошлых работ Стэплса. Вместо мягкой иронии и надрывных любовных песен Tindersticks предлагают слушателю хотя бы на час перестать маяться делами сердца, устроиться поудобнее да взять вон тот томик с дальней полки, на который все никак не найдется времени.

Кино

Сергей Коряков, журналист и блогер: 
«Экскалибур » Джона Бурмена

Удивительно, но лучшая экранизация артуровского мифа была сделана американской кинокомпанией Warner Bros., пусть и снята в Ирландии. Режиссер Джон Бурмен, уже успевший к началу 1980-х отметиться страшным триллером про американскую глубинку, странным фэнтези с полуголым Шоном Коннери и одним из худших сиквелов в истории кино, вынашивал идею фильма о Мерлине еще с конца 1960-х, однако из-за потенциально огромного бюджета студии не хотели идти на такой риск (было дело, что Бурмену вместо этого даже предложили экранизировать «Властелина колец»). В конце концов удача все-таки улыбнулась режиссеру, и он получил карт-бланш на исполнение давней мечты. За основу фильма был взята «Смерть Артура» Томаса Мэлори с небольшими вкраплениями образов из «Тристана и Изольды» и других мифов.

В отличие от многих других фэнтезийных фильмов, снятых до и после, включая даже трилогию Джексона, «Экскалибур» не пытался сделать миф чем-то приземленным, свести нарратив до банального противостояния света и тьмы. Здесь же вместо персонажей на экране совершали действия гиганты , а каждое их действие было наполнено символизмом, присущим мифу, а миф и был сюжетом фильма. Ощущение того, что смотришь самый настоящий эпос, подогревала операторская работа (удостоенная номинации на «Оскар»), визуальный ряд в нужные моменты поддавал настоящего сюрреализма, а удачные вкрапления юмора не давали скатиться происходящему в каменную серьезность. Кстати, это один из любимых фильмов Зака Снайдера.

Сериалы

Антон Петрунин, журналист и продюсер:
«Это грех » Расселла Т. Дэвиса

Пока что лучшая сериальная новинка года, — захваленная критиками пятисерийная квир-драма на тему эпидемии СПИДа в Лондоне 1980-х от создателей «Доктора Кто». Сразу после начальных титров герой солиста группы Years&Years, беспечно хохоча, выбрасывает подаренные отцом презервативы за борт. Первый труп выносят уже к концу первого эпизода, но это никого не усмиряет. Во втором герой уговаривает потенциального любовника: заразны не лондонцы, заразны американцы, а вскоре один за другим выдает и другие расхожие слухи и предрассудки о ВИЧ, резюмируя: «Этому всему просто невозможно поверить». И не забывает при этом перецеловать половину парней в клубе.

В течение десятилетия, которое мы наблюдаем вместе с персонажами нового мини-сериала Расселла Т. Дэвиса («Близкие друзья », «Доктор Кто », «Годы »), можно проследить за тем, как менялось общественное отношение к вирусу, и даже опознать собственную прошлогоднюю ковидную растерянность. Но хорош «Это грех» не только и не столько этим. Несмотря на то что главная героиня здесь смерть, а из поколения, которому пропета ода, мало кто выжил, в сценарии осталось достаточно места для юмора и любви. Так что вышедшая на «Амедиатеке» история выглядит не только предостережением неосведомленным юнцам, но, возможно, и дает утешение тем миллионам людей в России, которые узнали о нынешней эпидемии не от Юрия Дудя. Впрочем, и на дворе не 1980-е.

Смотреть на «Амедиатеке»

Игры

Даниил Ротштейн, медиаобозреватель «Московских новостей»: 
Hades

В Hades — возможно, лучшей игре 2020 года, — вам в роли греческого бога Загрея, сына Аида, предстоит выбираться из названного в честь его властителя загробного царства. Сказать — легко, сделать — сложнее. Мечтающему добраться до Олимпа Загрею мешают принимающие различные формы духи павших, да и само царство Аида меняет форму при каждой попытке. Помогают ему дары олимпийских богов и легендарное оружие. Попыток будет много — каждая смерть отбрасывает Загрея в самое начало пути, в отцовский дом. Популярный жанр roguelike, в котором смерть необратима и связана с потерей ресурсов и способностей, в Hades расцветает новыми красками. Возвращение в дом Аида — не досадный проигрыш, а возможность пообщаться с интересными персонажами: суровой Мегерой, расхлябанным сонным Гипносом, тихим и благородным Ахиллом, другими героями греческих мифов. Ну и, конечно, почесать за ушком одну из голов Цербера. В Hades очень весело рубить духов, но затягивает игра именно блестяще реализованным миром и героями, к которым интересно возвращаться и после нескольких десятков забегов по миру мертвых.

Доступна на ПК и Nintendo Switch

Театр

Ника Пархомовская, театральный критик:
«Зона красоты » в филиале театра им. А. С. Пушкина

Театр «Понедельник выходной»
Театр «Понедельник выходной»

27–28 февраля, в финальные зимние выходные, стартует «Маска Плюс » — внеконкурсная программа главного российского театрального фестиваля-премии «Золотая маска». Вербатим, сторителлинг, концерт, кукольный спектакль, партисипаторный проект — всего интересного, экспериментального и альтернативного, что будут показывать и обсуждать на разных площадках Москвы до 10 марта включительно, не перечесть. Но все-таки есть в программе «Маски Плюс» совершенно особенный спектакль, на который лично я после долгой зимы пойду отогреваться, — причем уже далеко не в первый раз — в последнюю февральскую субботу.

Это «Зона красоты» из Новосибирска, поставленная по реальным историям заключенных женской колонии №9. Режиссер Сергей Дроздов когда-то приехал в колонию помогать с проведением конкурса красоты, а вернулся оттуда с гигабайтами записей, которые позже превратил в полноценный музыкально-документальный спектакль. Помогли ему в этом хореограф Алексей Симон, художники по костюмам Хелена Келлерберг и Елена Каребо и, конечно, шесть очень разных по темпераменту, профессиональному и жизненному опыту актрис, которые играют чужие истории как свои собственные, вызывая у зрителей то смех, то слезы, но неизменно — сострадание, сочувствие и понимание, что на месте героинь может оказаться буквально каждый, ведь от сумы и от тюрьмы не застрахован никто из нас.

Билеты

Литература

Артем Макарский, журналист и блогер: 
«Эзотерическое подполье Британии. Как Coil, Current 93, Nurse With Wound и другие гениальные сумасброды перепридумали музыку » Дэвида Кинана (М.: Individuum, 2019. Перевод с английского Ильи Давыдова)

Издательство Individuum
Издательство Individuum

Давний пиратский перевод названия книги для удобства и узнавания решили сохранить — но он включал в себя одновременно и ее название, и подзаголовок. Поэтому книге придумали подзаголовок новый. Он содержит в себе названия милых интеллигентам девяностых Coil, Current 93 и Nurse With Wound — и эпитет «гениальные сумасброды». Но это не значит, что если вы не считаете гениями вышеперечисленных, то вам не стоит читать эту книгу.

Хотя автор Дэвид Кинан лишь по касательной проходится по фигуре лидера Psychic TV Дженезиса Пи-Орриджа, но широкими мазками выставляет его человеком разных настроений и манипулятором. Даже опуская некоторые вопросы к жизни главных героев, Кинан абсолютно непреднамеренно показывает, кто на самом деле чего стоит. Дэвид Тибет из Current 93 у него — невротический чудик, Стивен Стэплтон из Nurse With Wound — вроде неплохой человек, а делает многое по наитию. И только Coil в первую очередь были настоящими музыкантами — такое неосознанное переосмысление и правда бесценно.

Читать на Bookmate

Искусство

Максим Семенов, сотрудник Музея Кино: 
Роберт Фальк в Новой Третьяковке
(23 декабря – 23 мая)

Думаю, едва ли не главная выставка этого сезона — это Фальк в Третьяковке на Крымском валу. Фальк — один из лидеров творческого объединения «Бубновый валет», человек, переживший взлет и падение русского авангарда, и просто очень крутой художник. Собственно, в его выставке меня поразила его способность оставаться самим собой, несмотря на многочисленные удары истории, которых в XX веке было достаточно. И в этом, мне кажется, есть нечто глубоко оптимистическое. Все пройдет однажды. А мы останемся.

Билеты

Концерты

Лев Левченко, редактор раздела «Развлечения» сайта the Village: 
emo orchard: «Маяк», Soft Harm, «Летние войны и другие»
Punk Fiction, суббота, 27 февраля, 18:00
Frakcia, воскресенье, 28 февраля, 18:00

Одно из самых любимых клише и рок-критики, и поклонников рока — что рок умер. Поэтому рок и его отдельные поджанры хоронят каждые года два-три. Альбом «Срыв» московской группы «Маяк», вышедший в разгар второй волны ковида в октябре прошлого года (поэтому его презентация проходит только сейчас, в конце февраля), в этом смысле идеально подходит на роль могильщика русского скримо — жанра, появившегося 20 лет назад на стыке отечественного хардкора и европейского, конкретно французского эмо.

«Срыв», первый альбом группы за 6 лет, имеет все жанровые особенности — тяжелую музыку, крики, витиеватые тексты (прямолинейность там никогда не была в почете) вокалиста Никиты Николаева, — но просто звучит лучше, чем все, что было сделано в отечественном скримо раньше. «Здесь слишком много *** (хреноты)», — начинает реветь Николаев в песне «Шелковая цепь», вероятно, лучшей из альбома, пока группа разгоняется с чуть ли не фокстрота в интро до поп-панка в припеве. Грандиозная штука.

Скримо после этого альбома, разумеется, не умрет — попробуй заставь людей перестать его играть, — а просто, и в этом тоже суть клише, начнет переизобретать себя. И это заметно уже по группам, которые выступят вместе с «Маяком» на презентации альбома в Москве — брянцы Soft Harm экспериментируют с необычными для жанра инструментами, «Даша онзероад» добавляет женскую перспективу в извечно чувакоцентричную музыку, а «Поймаю/накажу» — политическую.

Билеты

Рестораны

Владимир Гридин, гастрономический обозреватель, автор канала Foodiscovery :
BRODO bar & kitchen

BRODO bar and kitchen / Facebook
BRODO bar and kitchen / Facebook

Компактный бар на Петровке за вечным Le Maree и напротив переоцененного Subzero назвали в честь Алексея Бродовича, легендарного арт-директора американского Harper's Bazaar. Прийти сюда на коктейль или обед с друзьями просто необходимо тем, кто устал от больших ресторанов или сервиса сетевых кафе.

У этого места есть собственная атмосфера, особое выражение лица. Главный зал — про коктейли. Шеф-бармен Дмитрий Калистов смешивает затейливые миксы, вдохновляясь биографией и творческими решениями Бродовича и его знаменитых друзей — Эрте и Кассандра.

Чтобы было понятнее, что к чему, Brodo даже выпустил зин, в котором круто замешал фотографии из архива пионера графического дизайна и собственную съемку коктейлей. Кроме этого, в Brodo отличная кухня. Ею заведует Олег Кусов (в прошлом шеф Delicatessen). Ему удается наполнить простую городскую еду дополнительными смыслами так, что каждое блюдо вызывает искреннюю радость. Кстати, в Brodo у вас есть редкий шанс поесть прямо на кухне ресторана — прямо там стоит большой стол, сидя за которым, очень удобно наблюдать за работой поваров. А еще оттуда можно выйти в собственный дворик с видом на Высоко-Петровский монастырь.

Петровский бульвар, 2