Много лет назад, когда я был совсем маленьким, мой дед научил меня пчеловодству. Тогда это мне показалось чем-то удивительным, ведь это практически домашние животные, за которыми ты ухаживаешь и их очень много. Они живут своей жизнью, строят семьи, развиваются, размножаются и дают тебе, кроме массы впечатлений, еще много вкусного меда.
С тех пор прошло много времени, я вырос, сменил несколько профессий и мест работы, но любовь к пчелам осталась в моем сердце навсегда. Да, я пчеловод.
В социуме принято считать пчеловодами пузатых добряков, слегка странноватого вида бородатых мужчин в возрасте далеко за шестьдесят, я немного выбиваюсь из общепринятых стереотипов.
У меня есть своя пасека, в ней есть несколько ульев, в которых живут пчелы. В один прекрасный момент я решил, что было бы неплохо на этом зарабатывать. Сегодня я расскажу вам историю о том, что из этого вышло.
Для того, что бы серьезно заработать на пчеловодстве есть два пути, первый и самый простой – мухлевать. В этом нет никакого ноу-хау, просто нужно кормить пчел сахарным сиропом, который они естественным образом переработают в мед у себя в ульях. Я как то слышал от «пчелобизнесменов», что для большего эффекта нужно варить сироп сразу с цветками липы или каштана. Такой сироп приобретает запах и привкус цветков и переработанный пчелами становится практически не отличим от натурального. Образно говоря он и есть натуральный, с той лишь разницей, что пчелы не летали за нектаром, а взяли сваренный из сахара сироп из кормушки внутри улья. Я понял, что этот способ не для меня, ведь я часто сам кушаю свой мед, даю его своим детям и знакомым, а разделять мед на «для себя» и «для гостей», как это делают с вином в некоторых южных республиках мне показалось глупым. Второй способ – это развивать пасеку, наращивать количество пчелосемей, вывозить их на места цветения медоносов, постоянно ухаживать за ними. Вот этот способ для меня. Я решил пойти по этому пути.
Я купил ЗИЛ-131 и прицеп к нему, закупил ульи из вспененного полистирола и двинулся вперед. Кстати ульи мне показались очень практичными. Они были очень легкими, что, несмотря на мою молодость, мне показалось очень актуальным, поскольку мне не приходилось поднимать лишние 8-10 килограмм веса каждый раз, когда нужно посмотреть в нижний корпус. Кроме этого, они были очень теплыми и пчелам зимой в них было очень комфортно. Весной я развил пасеку до 50 пчелосемей во время цветения садов, сконструировал специальные приспособления на прицепе для удобства работы и двинулся на летний медосбор.
Это было прекрасное лето. Разнотравье цвело буйно и пчелы ратно трудились на медосборе, я откачал много меда, был очень рад и потирал руки от ожидания медосбора на подсолнечнике. Но с подсолнухами не вышло. На поле, которое я присмотрел для установки пасеки они оказались гибридными. Они очень хорошо цвели, головки были огромными и какими-то одинаковыми по размеру, как под копирку. Я понял, что здесь что то не так, когда увидел, что пчелы не приносят нектар. Это было разочарование. Я стал знакомиться с проблемой поближе и узнал, что гибридные подсолнухи не выделяют нектар, все, что пчелы могли с них взять - это пыльца. Но цель у меня была другой, я не был готов к сбору пыльцы. Для этого необходимы специальные ловушки и сушилки, которых у меня не было. Пришлось переезжать на другое место.
Я выбрал поле, на котором росли правильные подсолнухи, все они были разного роста, зацветали не одновременно, с задержкой примерно на одну неделю и головки у них были разного диаметра. Это было правильное поле и с него пчелы носили правильный мед.
В какой то момент я понял, что сам уже не справляюсь. Я стал искать себе помощника, поскольку у меня была основная работа и нужны были еще одни свободные руки для того, что бы периодически осматривать пчел. И тут я совершил вторую ошибку.
Я нанял на работу опытного пчеловода, но у него была своя небольшая пасека. Через какое то время я понял, что он меня обманывает. Периодически в ульях стали пропадать матки, а ульи осматривались не так регулярно и тщательно, как было необходимо. Я сразу все понял. С пчеловодом мы расстались и мне пришлось этим летом самому довести начатое дело до конца. Осенью я установил пчел на место зимовки, подготовил их к зиме и начал подводить итог медоносного лета.
Расчеты показали, что пчеловодство, как бизнес, может быть рентабельным только при выполнении нескольких обязательных условий.
Во-первых, количество ульев должно быть не менее ста, это если ориентироваться только на продажу меда. Продавать пыльцу, маток и пчелопакеты я не планировал, поскольку это требует значительных трудозатрат и дополнительного оборудования.
Во-вторых, необходимо нанимать опытных и главное, честных пчеловодов, которые тебя не обманут и не заберут пару маток из ульев на медосборе для своей пасеки. Собственную HR службу я не планировал создавать, поэтому тут можно было полагаться только на отзывы других пчеловодов и на результаты собеседований с кандидатами.
В-третьих, необходимо уделять этому делу массу времени, поскольку на пасеке всегда есть много работы, которую нужно сделать сегодня, а не тогда, когда у тебя появится свободное время. В общем то все правила бизнеса верны и для пасеки.
Ну и последнее, мед не стоит очень дорого. Его не сложно добыть, но дорого продавать его не получается. Есть конкуренция, репутация, сложившиеся цены и постоянные покупатели. Нужно искать сбыт, вкладывать в рекламу и брендинг, а это окупится только с большим объемом продаж.
Я сделал свои выводы.
С тех пор я оставил себе несколько ульев, с которыми периодически вожусь, получая при этом удовольствие. Мед, когда он есть, я не продаю, а бесплатно раздаю своим друзьям и знакомым. Пчеловодство - это мое хобби.
Ну а когда у меня или моих друзей начинает болеть спина или суставы, то несколько укусов пчел помогают исправить ситуацию к лучшему.
Как говорится, кто пчелам рад, тот будет богат! Мое богатство – это приятные впечатления от любимого занятия, довольные и здоровые друзья и полученный опыт от бизнеса на пасеке.
А вы любите мед так, как люблю его я?