Марк Шагал прибыл в Нью-Йорк в июне 1941 года с солидной репутацией в мире искусства, но со скудным багажом. Его картины следовали отдельно из Испании — по крайней мере, он так считал. Они исполняли второстепенную роль в афере, позволившей художнику-еврею бежать из Европы, которую всё стремительнее захватывали нацисты.
Уловку придумал Альфред Барр, тогдашний директор нью-йоркского Музея современного искусства. Он пригласил Шагала организовать персональную выставку — чтобы тот как можно скорее получил визу в США. Художник и его жена Белла ухватились за эту возможность и покинули Францию в большой спешке. Они взяли что могли, но вынуждены были оставить две самые заветные ценности.
Одной из них была Ида — их единственный ребёнок, которая не могла получить визу по приглашению Барра. Другой стали основные картины художника.
Перед отъездом из Европы Шагал сделал попытку отправить в Соединённые Штаты свои красочные полотна с изображением коров, скрипачей и русских крестьян. Однако мастер не смог организовать безопасное путешествие через Атлантику для 25-летней Иды и её мужа Мишеля Горди.
Итак, Шагал и Белла быстро уехали, завершив два года бегства от Третьего рейха. Ещё в 1939 году супруги покинули Париж, скрываясь всё дальше на юг по мере приближения немецких войск к северным границам Франции. На каждое новое место они перевозили ящик с картинами. Однако отправлять его в США пришлось отдельным рейсом.
Сойдя на берег в Америке, пара выяснила, что ещё в Европе драгоценную коробку конфисковали испанские таможенники. Взволнованный Шагал написал Иде, которая застряла на юге Франции, и дочь предприняла героическую попытку спасти работы отца. Она в одиночку отправилась в Испанию вызволять ящик.
Всё усложнилось, когда её муж Мишель, который поехал за женой несколькими днями позже, был арестован на испанской границе. Иде пришлось приложить усилия сразу для двух освобождений — отцовского наследия со складов таможни и собственного супруга из тюрьмы. Ей гениально удалось и то, и другое.
Но вскоре возникло ещё одно непредвиденное препятствие: из Европы почти не уходили суда.
К концу лета 1941 года осталось мало таких кораблей, как «Моузинью», который доставлял в США беженцев. При толике удаче и за деньги родителей Мишель купил два дорогущих билета на борт парохода для спасающихся евреев.
Вывозить картины из Европы в начале Второй мировой войны было безумием даже при наличии денег. Американская галеристка еврейского происхождения Пегги Гуггенхайм перед немецкой оккупацией отчаянно скупала работы ведущих художников в Париже. В 1941 году она отправила холсты из Европы, спрятав их свёрнутыми в партии постельного белья и одеял.
Эти условия можно считать практически идеальными по сравнению с теми, в которых Иде и Мишелю пришлось вывозить картины Шагала в ящике размером 2×2×1 метр. В августе 1941 года им достались места на пароходе «Навемар», который изначально предназначался для перевозки грузов и не более пятнадцати человек. Теперь же его в спешке переоснастили под 1180 людей и четырёх живых быков, которых съели во время 40-дневного плавания. Условия были кошмарными, но это был последний выход для беженцев. Многие из них умерли во время перехода.
«Навемар» вышел из Лиссабона 17 августа. Марк Шагал и Белла с тревогой следили по газетным статьям за его передвижением. «Сегодня мы прочли, что „Навемар“ — это плавучий концлагерь», — в панике писал художник Моррису и Этель Тропер, европейским директорам организации «Американского еврейского объединённого комитета». В другом послании Троперу он сетует: «Они больны, температура 40, без лекарств, без воды и еды. Мы не спим ночами, не можем есть, думая, что дети живут как животные».
Ида и Мишель действительно жили как животные среди животных. Они решили взять места на палубе — там же, где находилось импровизированное стойло для быков — чтобы картины не повредила влага.
Тем не менее, и Ида, и Мишель, и холсты пережили путешествие.
В 1945 году Ида организовала ещё одну операцию по спасению работ отца из Европы. Есть легенда, что однажды в парижском кафе она подсела к американскому разведчику Конраду Келлену и спросила, не собирается ли он на родину. Когда тот ответил утвердительно, она уговорила его прихватить с собой множество полотен Шагала, оставив себе одно в качестве платы. Келлен неохотно согласился.
Музей современного искусства в Нью-Йорке всё же организовал персональную выставку Шагала — ту, которую Альфред Барр придумал , чтобы вытащить художника из Европы в начале войны. Она состоялась в 1946 году. Преуспевающий художник еврейского происхождения был показан сразу после Холокоста — и его чарующие картины с парящими любовниками, огромными петухами и задумчивыми раввинами вряд ли смогли бы выжить, если бы не храбрость и решительность его дочери Иды.
Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru