Найти тему
Домобуч

Чем меньше родители вмешиваются в учёбу ребёнка, тем выше результаты ЕГЭ

Оглавление

Доцент факультета экономических наук Илья Прахов, который также является старшим научным сотрудников Института институциональных исследований ВШЭ) проанализировал, как влияет вовлечённость родителей на результаты ЕГЭ ребёнка и на его поступление в вуз.

Фото с сайта Pixabay.com, коллаж автора канала "Домобуч"
Фото с сайта Pixabay.com, коллаж автора канала "Домобуч"

Если ещё лет пятьдесят назад родители целиком и полностью доверяли школе образование и воспитание своих детей, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Даже в законе "Об образовании..." прописано преимущественное право родителей перед другими лицами на обучение и воспитание своих детей.

И это действительно так, потому что именно родители выбирают ребёнку форму образования, школу, дополнительные образовательные возможности. Ребёнок может соглашаться или нет, но ему в любом случае приходится выбирать из того, что могут предложить ему родители.

Почему так изменилась ситуация?

  1. Родители всё больше осознают свою роль в формировании будущей жизни ребёнка и стараются прикладывать какие-то усилия, чтобы эта жизнь была лучше.
  2. Родители обрели уверенность в том, что способны оказать значимую помощь ребёнку в достижении успеха.
  3. Родители стали больше взаимодействовать со школой на равных, но не на уровне подчинённого.

В результате значимость родителей в результативном обучении ребёнка постоянно возрастает.

Результаты исследования

Больше других контролируют своих детей родители, не получившие сами высшего образования, имеющие более низкий доход и сниженный уровень культурного капитала. Возможно это связано с тем, что родители осознают свои упущенные возможности и стараются сделать всё, чтобы обеспечить детям более высокий социально-культурный уровень с помощью хорошего образования.

Чаще всего родители начинают контролировать учёбу ребёнка, если он плохо учится и его оценки не устраивают родителей.

Дети обеспеченных родителей с высшим образованием имеют лучшие результаты ЕГЭ и больше шансов поступить в вуз. Связано это с тем, что в таких семьях тратится больше денег на репетиторов и дополнительные учебные материалы.

Как влияет вовлечённость родителей в учёбу детей на результаты ЕГЭ?

Низкий уровень вовлечённости родителей практически никак не сказывается на успешности обучения детей. Если ребёнок хочет учиться, он будет учиться, самостоятельно изыскивая способы получения знаний. Благо, возможностей сейчас много.

Избыточный уровень вовлечённости родителей, когда они, фактически, контролируют каждый шаг своего чада: выполнение домашних заданий, полученные оценки, посещаемость занятий в школе и дополнительных занятий, приводит к прямо противоположным результатам. Дети начинают учиться хуже.

Возможно это связано с подростковым периодам, когда дети не приемлют никакого давления со стороны родителей, а если оно присутствует, то делают ровно наоборот, отстаивая своё право на независимость.

Но родительская вовлечённость оказывается очень полезной и действенной, когда она идёт вслед за ребёнком. Родители посещают школьные мероприятия, держат позитивную связь с учителями, выстраивают с детьми доверительные отношения и дают больше самостоятельности, оказывают (по требованию) помощь в подборе материалов, кружков, репетиторов, оплачивают дополнительные занятия ребёнка.

Вывод

Родительская вовлечённость действительно влияет на результаты ЕГЭ и на поступление детей в вузы. Однако это происходит лишь тогда, когда родители не вмешиваются в образовательный процесс, не устанавливают тотальный контроль, а обеспечивают лучшие условия для усвоения знаний, социализации и самостоятельности своего ребёнка.

А что вы думаете по этому поводу?