Установление связи между личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова.
Наступает время эмоционального подъема. Радость переполняет все существо человека. Дела делаются быстро, глаза светятся как искорки, все получается наилучшим образом.
Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства и отклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чьи эмоции находятся в возбужденном состоянии, в так называемом состоянии болезненной оживленности, а нервная система слишком нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление духовных энергий.
Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынести духовный свет, или, когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос личного состояния в духовный мир.
Для примера можно привести типичный крайний случай такого рода в одной из психиатрических больниц. Один из ее обитателей, симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он Господь Бог. Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей о небесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, им совершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным и любезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Его разум был очень ясен и внимателен. Таких больных в психиатрических лечебницах много. Им поставлен диагноз – мания величия. Но по диагнозу мы не узнаем ничего определенного о природе, об истинных причинах данного расстройства.
А если мы заглянем на страницы интернета, то найдем там диктовки божественных посланников. Я встречала людей, которые называли себя близнецовыми пламенами Кутхуми, Эль Мории, инкарнацией Иисуса Христа.
Нам важно знать - не стоят ли за идеями таких людей более глубокие психологические мотивы. Мы знаем, что восприятие реальности духа и внутреннего единства с человеческой душой вызывает у человека, который это переживает, чувство внутреннего величия, роста, причастности к Божественной природе. В религиозных учениях всех времен мы находим многочисленные свидетельства этого. В Библии сказано кратко и ясно: "Знаете ли вы, что вы боги?" Блаженный Августин говорит: "Когда душа человека любит, то она становится подобна тому, что любит". Когда она любит земное, то становится земной, но когда она любит бога, не становится ли она Богом?
И все же нужно четко осознавать безмерную дистанцию между духом в его чистом бытии и обычной личностью. Первое – это основа, или центр, или индивидуальность, второе - это наше маленькое "я", наше обыденное сознание. Пренебрежение этим различием ведет к нелепым и опасным последствиям. Именно это позволяет понять душевное расстройство описанного выше больного и другие формы самовозвышения и самообожествления. Болезненное заблуждение тех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, что они приписывают своему преходящему "я" качества и способности высшего духа.
Понимание такого состояния дает возможность помочь человеку в таком состоянии. А именно: совершенно бесполезно доказывать ему, что он не прав, что он заблуждается, высмеивать его. Это может только вызвать раздражение и возбудить его.
Предпочтительна другая линия поведения: признать реальность, которая содержится в его идеях, а потом со всем терпением попытаться объяснить человеку его заблуждения.
В других случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявится бурно и беспорядочно, в виде криков, плача, пения и возбужденных действий.
Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью.
На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению.
У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышат голоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значение таких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного почитания, который может внушать необычность источника их информации. Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию - истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам.
Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут в значительной степени нарушить равновесие чувств и разума.
Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет из него.
Что можно сделать в этом состоянии? Нужно всегда помнить, что качание маятника чувств в крайние положения может вызвать нарушения здоровья, привести к психическим срывам и увести с истинного пути.
Составлено по лекции Роберто Ассаджиоли "Нервные заболевания при духовном росте".