В прошлый раз я писал о том, как строился Дворец культуры имени Куйбышева, ставший впоследствии Самарским театром оперы и балета.
А теперь хочу подробнее остановиться на интересной части декора этого здания.
Самарскому художнику Василию Петровичу Акимову в 1938 году было поручено вылепить скульптуры физкультурницы и рабочего с книгой для украшения фасада.
Ранее в юности Василию Петровичу уже доводилось принимать участие в крупном проекте – это были слоны на знаменитой даче купца, художника и краеведа Константина Головкина.
Но тогда начинающий скульптор только помогал в работе, а на сей раз ему была предоставлена самостоятельность вплоть до выбора моделей. В итоге Василий Петрович сделал рабочего похожим на себя в молодости.
А по поводу другой скульптуры мнения разделились. Некоторые уверены, что Акимов лепил физкультурницу со своей жены. Но у старых работников Театра оперы и балета есть другая версия, согласно которой моделью Акимова была его знакомая Мария Николаевна Шуман. По всей видимости, об этом рассказала коллегам сама Мария Николаевна, которая работала в бухгалтерии театра.
Василий Петрович лепил фигуры из глины в одном из помещений строящегося дворца. Тут же по этим фигурам делали формы, отливали из бетона части скульптур и устанавливали на фасад. Согласно принципам соцреализма, художник постарался в своих образах передать тогдашнее представление о гармонии физического, интеллектуального и духовного развития человека. Перед нами не просто мужчина и женщина. Это люди прекрасного будущего, Адам и Ева коммунистического рая на земле.
Правда, немного смущает отсутствие коммуникации между персонажами: Адам уткнулся в книгу, Ева повернула голову примерно на 80 градусов налево и не смотрит на свою «половинку». Какой же это рай, товарищи?
Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Не секрет, что художники часто воспроизводят мифологические сюжеты, порой даже неосознанно, поскольку мифы – это проявление изначально присущих нашей психике архетипов. Так Василий Петрович Акимов, вне всякого сомнения, изобразил в виде физкультурницы древнегреческую богиню любви Афродиту.
Посмотрите, как изрядно постарался скульптор передать античную наготу, не нарушая при этом социалистического дресс-кода. Его женщина не только красива, но и чувственна, это точно не Афина и не Гера. А доказательство она держит в правой руке – «золотое яблоко», полученное от Париса в знак победы в споре с Афиной и Герой о том, какая из трех богинь самая красивая.
Кто же тогда мужчина? Здесь всё совершенно очевидно. Обратите внимание на инструмент, который он отложил в сторону, чтобы почитать учебник по металлургии.
Ну разумеется, это муж Афродиты Гефест. Искусный кузнец был всегда настолько увлечен работой, что заставлял супругу скучать и поглядывать по сторонам. Теперь давайте разберемся, куда же глядит Афродита, если один из ее любовников Дионис (бронзовый В. В. Куйбышев) находится всего в восьмидесяти метрах от нее, но не слева, а справа.
Наложим направление взгляда самарской Афродиты на план города. И вот что у нас получится.
Итак, взор богини направлен в сторону площади Революции и статуи нашего советского Зевса (В. И. Ленина).
Что интересно, советский Зевс, как и его античный предшественник, занял на постаменте место поверженного Кроноса (Александра II ).
Как известно, у Афродиты не было романа с Зевсом, но ей доставляло особое удовольствие выводить его из равновесия с помощью своей магии обольщения. Вот почему такой вызов в ее взоре. А муж и любовник никуда не денутся. ☺
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров