Про Samurai Champloo написано достаточно, многие смотрели или хотя бы слышали о его существовании, история ведь, можно сказать, культовая. В должной мере необычная, прогрессивная, стильная и взрослая. Однако меня сейчас интересует другое, то, как именно сериал движется вперед, подводя нас к развязке. Пишу скорее по наитию, поэтому структуры ждать не приходится — очередные размышления, не более. Это не обзор, поэтому если кто-то не смотрел, то может напороться на спойлеры. Ну и я бы рекомендовал также учитывать отсутствие скрупулезного настроя у автора, поскольку сказанное ниже есть "здесь и сейчас"; никакого заранее продуманного хода мыслей не предвиделось.
Каркас истории
Каркас — хорошее слово, чтобы начать описание ключевых элементов произведения. Что нам известно о сериале на момент начала его просмотра? Действие происходит во времена, известные как Период Эдо, а повествует оно о путешествии трех героев в лице пары воинов и девушки. Вот скелет на который по ходу дела и будет нанизываться сюжетное мясо. Не формула, а форма, что может принять еще более упрощенный вид, например, просто путешествия. Сам по себе путь, как правило, подразумевает изменение. Путь может быть разный, не обязательно движение от точки А к точке Б, но и вообще любая обстановка в которой герой, так или иначе, идет к цели. Однако если авторы хотят акцентировать внимание своей картины на переменах в персонажах по ходу их взаимоотношений друг с другом, то классическая модель совместного путешествия подойдет как нельзя лучше. В нее очень просто внедрить "препятствия" и показать прогресс. Грубо говоря, чем дальше прошел, тем сильнее сблизился или наоборот.
Таким образом, я подвожу к тому, что переменной по которой в Samurai Champloo вообще можно отследить рост, являются именно взаимоотношения его трех основных действующих лиц. Это важно потому, что подавляющая часть повествования представляет собой цепочку самодостаточных историй, которые зачастую ничем кроме нашей троицы не связаны. Моей ошибкой при первом просмотре — который, к слову, закончился неудачей — являлось именно отсутствие этого понимания. Я ожидал цельной тропинки, а получил тележку раздробленных эпизодов, так еще и видимой связи меж ними проследить не смог. Все потому, что смотреть Samurai Champloo нужно здесь и сейчас, отбросив в сторону долгосрочные предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Остановимся подробней на главных героях: молодой девушке по имени Фу, невозмутимом ронине Дзине и безбашенном бродяге Мугэне. Последние два являются полными противоположностями, а это мгновенно приводит к взаимной неприязни, перетекающей во вражду. Что до Фу, то она намеревается отправиться на поиски таинственного самурая, который пахнет подсолнухами. По стечению обстоятельств, все трое встречаются и девушка меж ними играет роль связующего звена. Подбросив монетку с условием, Фу берет с воинов обещание сопровождать ее в дороге и не причинять друг другу вреда, покуда они не достигнут своей цели.
Подсолнух в стоге сена
Центральным посылом Samurai Champloo с точки зрения сценарного построения служит привычное: "Не в цели величие, а в пути пройденном". Но, зачастую, эта идея просто привязана к сюжету где-то сбоку, а ближе к завершению выставляет себя напоказ тыча в лоб своим наличием. В теории, даже если мы ее не приметим, ничего координально не изменится; в любом случае получим цельную историю в коей углядим перечень иных смыслов. В нашем же случае все несколько иначе.
Если вдуматься, сама первичная задача по нахождению таинственного самурая максимально абстрактна. Вся информация о нем ограничивается странным утверждением касательно его запаха. Мугэн даже не знает, что такое подсолнух и никто из героев не имеет ни малейшего понятия, где этого самурая искать. То, что он является отцом Фу выясняется позже, однако не вносит в картину особой ясности. Авторы изначально отодвигают генеральную движущую силу в сторону. Тройка лишь примерно представляет в каком направлении им предстоит держать путь, однако то, что скрывается за горизонтом для них абсолютно неизвестно.
Все перечисленное довершает необычная компоновка серий, большая часть коих рассказывают свои собственные мини-сюжеты. И это было бы типично, да только в Samurai Champloo их круглое большинство. Примерно в начале компания получает наводку о Нагасаки, а затем на протяжении всего сериала "Самурай Подсолнух" просто находится на периферии. Внимание ему уделяется едва ли в последних трех сериях. А все потому, что аниме буквально про путь. Непоследовательный, отстраненный, неясный. Он здесь получает буквально физическое воплощение. Чамплу бряцает экшеном, но если ожидать от него активного действа, рискуешь быть обманутым, ведь в сути своей сериал медитативный. Да, в нем много сражений, каждое из них отлично поставлено, вот только наблюдать за драками без смысловой подоплеки скучно, а углядеть эту самую подоплеку еще нужно суметь.
Приятно неожиданный
Samurai Champloo рассказывает целый ворох историй. Можно посмеяться, задуматься, погрустить или просто полюбоваться на отличный экшн. Более того, аниме в самом деле нельзя назвать детским. Рассмотрим несколько отдельных эпизодов в качестве иллюстрации.
Один из них являет нам юношу по имени Синсукэ, который только-только обокрал главных героев. Воровать он вынужден ради обеспечения своей больной матери лекарствами, больше попросту некому. Безусловно, благородная цель, что не отменяет далеко неблагородных методов ее достижения. По существу, он вор и преступник. Ситуация банальна, персонаж визуально положителен, а мы ожидаем happy-endа. Тем не менее, в последний момент, когда ожидание это особенно сильно, мальчуган умирает, причем весьма просто. Смерть, вообще, далеко не всегда красива. Человек осознанно совершал преступления и это привело его к расплате. Мать осталась совершенно одна, потеряв единственного близкого человека, а вопрос о ее дальнейшем существовании остается открытым. И этот пример призван показать не то, что в сериале люди умирают, а то, что расплата за некогда содеянное имеет все шансы настигнуть вас в будущем.
Или история Сино, которую Дзин встречает в одном из городов. Они мило проводят время, кажется даже, наш непробиваемый айсберг начинает испытывать к женщине чувства, но мигом позже выясняется, что женщина вскоре уйдет работать в бордель. Уйдет поскольку муж ее погряз в долгах и буквально вынуждает супругу торговать своим телом, чтобы с ними рассчитаться. Сказки не случается, поэтому женщина действительно успевает намучиться, прежде чем герой ее вызволяет. Спасение пришло, вот только ущерб уже нанесен; в конце и вовсе расставание. Они с Дзином собирались бежать вместе, найти убежище в храме по ту сторону реки, но по итогу ронин так и не садится в лодку, отправляя возлюбленную одну. Почему? Да много на то причин, он как минимум дал обещание неугомонной знакомой. Учитывая туманность просьбы Фу, велика вероятность, что их поиски вообще сойдут на нет. Беря в расчет его прошлое, он в любом момент так и вовсе может быть убит. Однако Дзин удовлетворен и тем, что смог спасти любимую. А, самое главное, он смог ее отпустить и это ли не истинное проявление подлинной природы его чувств? Встретятся ли они еще когда-нибудь?
Таких моментов в сериале хватает, однако аниме не состоит из них целиком и полностью. Оно очень разнообразное, так что повесить на него пару ярлыков или проследить общее настроение немного трудно. Тем не менее, можно предположить, что здесь герои зачастую действительно расплачиваются за свои поступки. Что Дзин, что Мугэн имеют довольно темное, местами трагичное прошлое и каждому из них есть за что отвечать, вопрос только в том, какой вид примут эти ответы. Создатели об этом прекрасно знают, поэтому финальные серии, как и развязка, выверенно поддерживают напряжение. На момент последних двух серий, аниме могло закончится либо хорошо, либо отлично. Естественно, я был приятно удивлен, когда произошло именно второе, пусть все это и субъективно.
На распутье
Раз уж одной реально неизменной вещью в повествовании выступает наша троица, то уделить ей немного дополнительного внимания не повредит. Мугэн и Дзин не просто разные, нет, они на совершенно противоположных углах шахматной доски. Эту разницу символизирует абсолютно все от внешнего вида до стилей боя. Если основой мастерства первого служит хаос, то второй, закономерно, ратует за точность и дисциплину. Немудрено, что два этих парня сразу невзлюбили друг друга и именно здесь на помощь приходит Фу. При всей своей внешней простоте, говорить о ней можно много, а по итогу не сказать ничего.
Обычная с виду девушка, ничего кардинально примечательного нет, но какой обаятельный вышел человек. Когда приспичит, хоть в огонь и воду бросится, хотя, мы уже выяснили, что она меж ними на протяжении всего сериала находится. В простоте ее прелесть, не иначе. Где надо рассмешит, где надо позаботится или выкинет чего непутевого, все будет к месту. Чего только стоят эти умилительные: "Зачем он пошел в бордель, у него же есть я". И ведь ничего пошлого, естественная реакция молодой девушки, она ведь собой недурна в конце-концов, так и зачем он поперся в бордель? Или сценка с дневником для двух любопытных разгильдяев, что копошатся в чужих вещах, покуда хозяйки нет. В общем, красота. Персонажи в Samurai Champloo вышли добротным, особенно наши главные герои. Все растут над собой, осознают нечто, а позже являют это на личном примере. Если изначально Дзин и Мугэн предпринимали попытки слинять от неугомонной девчушки, то уже в конце готовы отдать за нее жизнь.
Финалом я также остался доволен, пусть прямо о нем решил и не говорить, вдруг кто из читающих еще не смотрел, пощажу вашего брата. Высказываясь о нем упомяну только разве, что кончилось все правильно. Особенно красиво это смотрится на фоне недавнего разговора главных героев у костра, уже близ конечной цели.
Послесловие
Пруд пруди осталось того о чем не было сказано выше. Взять тот же стиль, которым сериал, несомненно, обладает. Опенинг представляет собой реп, стиль ведения боя Мугэна практически смертоносный брейк-данс, а на улицах могут повстречаться граффити. Огромное количество отсылок во всевозможные стороны, аниме даже не пытается скрывать своих причудливых заскоков. Другое дело, стиль подобный не каждому может прийтись по душе, но спасибо уже за одно его наличие. Мне, например, реп не нравится, не то, чтобы обязательно плеваться тянет, однако я его не слушаю. Здесь же все вполне к месту и раздражения не вызывает.
Визуально смотрится отменно, теплая и мягкая рисовка коей я всегда дорожил. Музыкальное сопровождение на уровне, причем расставлено в меру любопытно. Основной набор композиций остается неизменным на протяжении всех двадцати шести серий, но в особо важные сюжетные моменты разбавляется совершенно самобытными вещами. Завершающая Shiki No Uta, если мне не изменяет память, уступила свое место Who's Theme лишь единожды, как раз в такое время. Икуэ Асадзаки для меня и вовсе стала открытием.
Заключая, история моего знакомства с Samurai Champloo изначально не увенчалась успехом. Я подошел к просмотру неверно и концентрировал внимание на сторонних вещах. Это не означает, что сериал мне не нравился, но, между тем, и прочувствовать его я не мог. Со временем, зайдя с другой стороны, мне наконец удалось уловить нужную атмосферу. Для сравнения, в первый раз я отсмотрел едва ли эпизодов шесть, а спустя несколько лет поглотил залпом, да так что осталось желание пересмотреть. Может быть просто немного подрос, кто знает, я и сейчас то еще зелень зеленая. Samurai Champloo — путешествие, смотреть в котором стоит себе под ноги, а не вдаль. Если бы меня попросили описать его одним предложением, я бы выдал нечто навроде этого.