Еще в 2010 году в моем родном районе Тушино был снесен кинотеатр Балтика, а на его место построили Торговый центр Калейдоскоп.
Хоть и прошло уже много времени, все равно вспоминаю об этом с грустью.
В советское время здание было более элегантное. В 90-ые залепили часть остекления, убрали оригинальную вывеску с уникальным дизайном, ну и сделали дополнительные конструкции для навеса, которая тут совсем не в кассу.
Увы, но вместо ремонта или грамотной реконструкции, кинотеатр был снесен, на его месте образовалась площадь, а чуть позади возвели монструозного вида торговый центр.
Но это было давно, а почему же я решил написать про это сейчас ? Потому что сегодня я узнал про очередной снос бывшего кинотеатра в Москве.
Как можно увидеть, под капитальным ремонтом имеется в виду снос. Но это тоже частный случай, а я сейчас хочу рассказать про более масштабную историю.
Под эгидой правительства Москвы, компания ADG group делает большой проект под гордым названием "ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПРИТЯЖЕНИЯ РАЙОНОВ"
Управляющий партнер Григорий Печерский говорит «Наша задача — не просто построить на месте бывших кинотеатров коммерчески эффективные объекты. Мы намерены возродить историческую функцию советских кинотеатров, сделать наши районные центры точками притяжения для горожан. Сохраняя лучшие традиции и используя новые технологии мы воссоздаем исторические районные центры в современной концепции»
Давайте же посмотрим на некоторые кинотеатры, которые будут переделаны.
На самом деле, не смотря на типовую жилую застройку, советские архитекторы не всегда занимались полным копированием одного и того же проекта.
Можно увидеть, что у каждого показанного кинотеатра своя архитектура с уникальными элементами в дизайне.
Ниже подборка похожих проектов, но в каждом есть своя изюминка: названия сделаны уникальными шрифтами, панно на фасаде, необычная входная группа.
К большому сожалению, почти все эти кинотеатры либо уже снесены, либо вскоре будут. Но что же появится на их месте?
На сайте проекта пишут: "Мы привлекли лучших мировых экспертов в области архитектуры и организации общественных пространств. Автор архитектурной концепции — Аманда Ливит, основатель Amanda Levete Architects (AL_A), автор проекта реконструкции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и лауреат престижной премии «Приз Стерлинга»."
Звучит многообещающе. Давайте же посмотрим на новые центры притяжения, которые уже построили.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов говорит: «Проекты реконструкции кинотеатров разрабатываются исходя из потребностей районов, и несмотря на их внешнее сходство, набор функций индивидуален для каждого здания»
В рамках проекта будет построено 39 новых центров. Я не могу сказать, что эти новые ТЦ какие-то уродские. Вполне себе нормальная архитектура, но...
Мне кажется, или большая часть проектов реально почти не отличаются? Это удивительно, но в советское время, где унификация была поставлена на поток, кинотеатры не делали такими одинаковыми. Для каждого делали свой шрифт и уникальную эмблему и даже в очень похожих проектах старались добавить какую-то фишку: барельеф на фасаде, разная расстекловка и тд.
А в этих новых проектах, разве что взяли оригинальный шрифт и название от снесенного кинотеатра и все. Вот еще картинки рендров тц, которые в процессе реализации.
Ну что тут сказать, за исключением пары проектов, работает принцип ctrl+c crtl+v. Лично мне очень грустно от этого, по-моему совершенно утрачена архитектурная индивидуальность.
Из всех проектов выбивается лишь один, это кинотеатр Родина. Он построен в 1938 году по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова в стиле постконструктивизма. Здание пережило несколько реконструкций, но изменения коснулись только внутренней планировки и отделки. ADG group полностью сохранит облик объекта культурного наследия, отреставрировав уникальную советскую фреску на фасаде, колонны и входной портал, а также воссоздаст открытый ресторан на крыше.
И тот факт, что его не снесут, это очень хорошо. Жаль что из всего разнообразия советских кинотеатров решили сохранить лишь один.
В конце хочу процитировать историка архитектура Александра Малинина: "Реставрация — это, когда памятник архитектуры аккуратно ремонтируют и не дают ему рухнуть. А реконструкция — более серьезное вторжение. Оно предполагает, что в здании есть что-то ценное. Что это важный элемент для среды, его нельзя снести и построить на его месте [что-то] другое. Для того чтобы его сохранить, ему нужно дать новую жизнь. Реконструкция предполагает именно некое пересоздание дома.
Мне кажется, что один из главных грехов Юрия Михайловича Лужкова как раз в том, что он сумел изменить значение слова «реконструкция». Баланс понимания, сколько ценного есть в доме [с архитектурной точки зрения], он свел до минимума. Полный снос со строительством новодела в лужковские времена стали называть «реконструкцией». Радикально поменяли значение слова.
Мы [историки архитектуры] много лет наблюдаем за этим процессом. Сначала — с некоторым удивлением, а потом — уже удивляясь, насколько легко оказалось нас надурить. И теперь мы под «реконструкцией» готовы понимать то, что происходит с кинотеатрами — когда их сносят и строят что-то абсолютно другое."
Поэтому, весь этот проект "реконструкции" советских кинотеатров, к сожалению, фикция. Кроме кинотеатра Родина, это все снос и строительство нового здания без какой-либо архитектурной преемственности. Особенно грустно, что это все происходит под полное молчание архитектурного сообщества, а главный архитектор Москвы своим согласием участвует в уничтожении советского модернизма, которые является частью нашей архитектурной истории.