Найти тему
ИПНалогРу

Изменения в 115-ФЗ и "выход" из черных банковских списков

Добрый день, читатели!

Тема сегодняшнего обсуждения актуальна как никогда на фоне участившихся блокировок счетов ИП и ООО коммерческими банками (крупными и не очень). Поводов для блокировки в виду ежегодного ужесточения контроля движения наличных средств и в целом деятельности компаний у банков масса. Вопросы реальной обоснованности блокировки работы по счетам ИП и компаний неоднократно обсуждались в течение последних лет на государственном уровне. Заявления, прозвучавшие в рамках этих обсуждений, были учтены при разработке норм федерального закона №536-ФЗ от 30.12.2020 года, вносящих изменения в 115-фз. Часть его положений уже вступили в законную силу с 30.01.2021 года, остальные вступят с 01.09.2021 года.

Что уже принес этот закон клиентам банков?

Не так уж много хорошего, как оказалось. Да, вопросы о причинах и датах блокировки счетов станут очевиднее и прозрачнее для клиентов. Да, факт наличия у клиента блокированных операций перестанет быть единственной причиной для отказа в обслуживании или открытии расчетного счета. НО! Полномочия банков в отношении «подозрительных операций» расширились. Кроме того к концу 2021 года заработает платформа «Знай своего клиента» от ЦентроБанка, которая окрасит всех предпринимателей в цвета светофора. Цвет каждой компании будет зависеть от соответствия ее действий требованиям 115-ФЗ, которые будут мониториться непрерывно (также мы помним о взаимном отказе от тайны между ФНС и ЦБ). Не трудно догадаться, что попадание в «красную зону» от троицы (ЦБ, Росфинмониторинг и ФНС) поставит крест на вашей деловой репутации, а оспорить такую оценку в суде станет почти невозможно.

Если кратко, то основные изменения, вступившие в силу, сводятся к следующему:

1. Банк вправе отказать в проведении транзакции, если в ходе внутреннего контроля у него возникли подозрения, что транзакция - «отмывочная», причем, вне зависимости от того предоставлены по ней документы или нет. При наличии двух и более отказов в проведении операций, предусмотренных п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, в течение одного календарного года, с клиентом договор банковского счета может быть расторгнут (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

2. Информация ЦБ, не может быть использована банком в качестве единственного основания для оценки риска по клиенту (те самые реестры со сведениями об отказах в проведении операций и заключении договоров на основании норм ст. 11 закона 3 115-ФЗ).

3. Банк, имеющий на основании мероприятий внутреннего контроля подозрения по использованию открываемого счета в «отмывочных» целях, вправе отказаться от фактического открытия такого счета, но только если клиент является юр.лицом. (физ. лицу отказать не может).

4. У банка, решившего не открывать счет клиенту или расторгнуть заключенный договор счета на основании требований 115-ФЗ, появляется новая обязанность - предоставить клиенту информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в открытии счета или о расторжении договора не позднее, чем через 5 дней (рабочих) после принятия такого решения. Также причины блокировки счета в банке разъясняются и в случае, если соответствующий отказ осуществлен на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

5. Банк, отказавший клиенту в заключении договора или расторгнувший его, рассмотрит в течение 7 дней предоставленные клиентом документы, которые подтверждают устранение оснований, по которым было отказано в заключении (был расторгнут) договора.

Поговорим о тех реалиях, которые сложились на текущий момент. Речь пойдет о возможностях для реабилитации компаний с исключением информации о компании из «черных списков» банков.

Для начала вспомним, что собой представляют, так называемые, «черные списки» и откуда они берутся. Первоначально мониторинг операций по счетам на предмет выявления признаков «подозрительности» проводится автоматизированными системами банков. При выявлении таких операций к их оценке и рассмотрению подключаются сотрудники финансового мониторинга банка и, в соответствии с внутренним регламентом, связываются с клиентом для прояснения ситуации. Далее возможны 2 варианта развития событий:

- разъяснения клиента приняты и операции «дают добро»;

- пояснений клиента недостаточно, по подозрительной операции запрашивается пакет документов, а операция блокируется.

Согласно нормам законодательства банк не имеет права полностью блокировать работу счета без достаточных на то оснований, и вы можете продолжать работу по счету, привозя платежные поручения нарочным в банк. Правда, как организовать в этом случае работу с интернет-банками, которые, в принципе, не располагают офисами, не совсем понятно.

Итак, клиенту поступил запрос пакета документов, необходимых для разблокировки операции по счету. Перечень документов, которые банк может запросить для подтверждения экономической обоснованности операции не является закрытым. Там могут оказаться и договоры аренды на офис (складские, торговые и производственные помещения, не редко просят и фото оных); пакет договоров по основной деятельности и/или конкретной операции (договор, документы контрагента, фактуры, счета на оплату и т.д.); документы, подтверждающие наличие материально-технической базы (ПТС, документы на оборудование и т.д.); налоговую отчетность; подтверждение фактов оплаты налоговых платежей и выплаты заработной платы; пояснительное письмо собственно к блокированной операции и так далее. В этот момент информация о блокированном платеже (и недобросовестном клиенте) уже фиксируется в реестре Росфинмониторинга. Этот реестр через ЦБ доступен участникам всей банковской системы, т.е. все банки, видят, что компания с сомнительной репутацией и подозрительная операция блокирована. Именно поэтому, когда собственники бизнеса в панике бросаются в банки с целью открытия нового расчетного счета им закономерно отказывают. По новым правилам банкам придется отыскать в документах еще 1-2 формальные причины для отказа, кроме собственно присутствия потенциального клиента в реестре 639-П, и направить клиенту письмо с указанием причин отказа.

Как правило, компании дается время для предоставления пакета документов по запросу (По новым правилам в запросе будут четко сформулированы причины блокировки). После представления пакета документов банк (согласно регламенту) должен рассмотреть их и сделать одно из двух: либо провести спорную операцию и удалить информацию о ее блокировке из реестра Росфинмониторинга; либо уведомить компанию о своем нежелании продолжать сотрудничество. Что важно понимать в обоих случаях?

1. Согласно сложившейся практике последних лет, анализ службами финансового мониторинга банков того пакета документов, который предоставляют компании и ИП с целью прояснения схемы деятельности и экономической обоснованности подозрительных операций, носит формальный характер, не соответствующий степени риска, который несет копания, подвергшаяся такому анализу. Это подтверждается и сроками рассмотрения (иногда они не превышают 1-2 часа), и явным игнорированием данных переданных компанией, что становится очевидным по составу повторных запросов и содержанию писем с обоснованием прекращения сотрудничества.

2. Закрывать счет и срочно переходить на обслуживание в другой банк, не решив вопроса с блокированной операцией (если вы уверены в ее чистоте) будет не правильно (да и чисто технически весьма сложно, с учетом того, что вы в «черных списках»). Даже в случае перевода оборотов на резервный счет в другом банке, если уверены в своей «чистоте», то необходимо добиваться объективного решения по поводу блокированной операции и удаления записи о ней из реестра Росфинмониторинга.

3. Вы в праве и не предоставлять никаких документов по блокированной операции (согласно вступившим в законную силу изменениям), но наличие 2-х и более таких случаев дает банку законное право на расторжение договора счета.

Что целесообразно предпринять с целью восстановления реноме и работы клиент-банка сейчас?

Во-первых, если банк счел представленные клиентом документы недостаточными для снятия блокировки операции, удаления информации из «стоп-листа», то за клиентом сохраняется право обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ с жалобой. К жалобе необходимо приложить все документы и сведения, подтверждающие необоснованность отказа банка в обслуживании (и, как следствие, ваше фигурирование в списке 639-П). У комиссии есть 20 дней на рассмотрение жалобы. В течение 3-х дней комиссия уведомляет банк и клиента о принятом решении. Если комиссия на стороне клиента, то ему обязательно восстановят доступ к работе по счету, а записи из «черного списка» в отношении него удалят.

Во-вторых, действия банка можно оспорить в судебном порядке. Но в этом случае необходимо отметить, что крупные банки склонны вникать в экономическое обоснование деятельности клиентов и очень грамотно мотивировать свои действия. Поэтому для обращения в суд вы должны быть полностью уверены в своей позиции.

Что нам принесет конец 2021 года и платформа ЦБ «Знай своего клиента», готовящаяся к запуску, пока судить сложно. Но на рынке уже появились предложения о «передаче взаимоотношений с банком на аутсорс», так как 115-ФЗ с каждым годом становится все более пугающим, сложным и полным самых разнообразных формулировок и нюансов. Имеет ли смысл предпринимателю зазубривать требования ПОД/ФТ и каждую платежку составлять наперевес с калькулятором, 115-ФЗ и 375-П? Содержать квалифицированную бухгалтерскую службу? Или более целесообразно доверить репутацию компании профессионалам, качество работы которых оценить пока сложно, в силу малочисленности предложений и отзывов? Так или иначе, нам придется жить и работать в изменившихся условиях, в связи, с чем мне остается всем нам пожелать прозрачности и законности сделок, работы счетов без блокировок и прибыли без налоговых споров.