Каждый русский человек воспринимает пятницу как праздник и отмечает её похлеще многих официальных дат (ну серьёзно, каждую пятницу у нас более праздничное настроение, чем в День России или День народного единства). И эта традиция идёт из глубокой древности.
В пятницу на Руси проводились ярмарки и базары, на которых народ веселили скоморохи. Они играли на гудке, бубне, домре, плясали, показывали народу дрессированных медведей, устраивали шуточные сценические представления. Работать в пятницу строго запрещалось. По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.
В православии пятница (как и среда) считается постным днём. В связи с этим появилась поговорка «У бабы семь пятниц на неделе». Она объясняется тем, что баба желала бы иметь семь постных дней на неделе, чтобы ей легче было готовить обед. Впрочем, запрет на употребление в пищу скоромного по пятницам соблюдался слабо.
С пятничным постом связан любопытный народный анекдот, записанный собирателем фольклора А.Н. Афанасьевым:
«Дело было в пятницу; ехали вместе русский да немец. Захотелось немцу закусить, и принялся он за колбасу. "Не ешь скоромного, – говорит русский, – нынче пятница". "Что там за пятница? Наплевать бы ей в глаза!" Долго ли, коротко ли они ехали, ведут им на встречу медведя. Русский говорит: "Вот идёт наша Пятница!" "Постой же, пойду наплюю в глаза вашей Пятнице!" Сейчас соскочил с повозки да к медведю, а Михайло Иванович ухватил его сердечного: уж он ломал немца, ломал. Насилу люди отбили».
Здесь характерно олицетворение пятницы, хотя и шуточное. В действительности пятый день недели был связан не с медведем, а со святой Параскевой Пятницей.
На Руси образ Пятницы не имел ничего общего с житием великомученицы III века Параскевы Иконийской. В народных верованиях Пятница – это богиня-пряха, которая ходит по дворам в виде простоволосой женщины и наблюдает за тем, чтобы бабы соблюдали её день – не работали (прежде всего не пряли) по пятницам. Впрочем, на мужиков запрет на работу в пятницу также распространялся. Академик А.Н. Веселовский писал: «В Воронежской губернии рассказывают, что если мужики будут пахать, а бабы прясть в пятницу, то Параскева наведёт на них крепкий сон, снимет череп и насыплет в голову пахавшего землю, а в голову пряхи – кострики».
Также Пятница считалась покровительницей урожая. С этой её ипостасью связан следующий обряд. «В Калужской губернии при начале жатвы одна из старух, известная по лёгкости своей руки, отправляется ночью в поле, нажинает один сноп, связывает его и до трёх раз то кладёт, то ставит на землю, произнося следующие слова: "Пятница-Параскева, матушка, помоги рабам Божиим (следуют имена) без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы!" Затем, взявши сноп, она старается пройти со двора, не будучи никем замеченною».
Ещё одна важная черта Пятницы – связь с водой. Параскева чудесным образом является на водоёмах или в колодцах, вследствие чего вода приобретает целебную силу. По этой причине икона Параскевы Пятницы ставилась при источниках и над колодцами. Дореволюционный этнограф С.В. Максимов по этому поводу писал: «В Пензенской губ., Саранского уезда, крестьяне рассказывают о явленной иконе Пятницы. Икона эта будто бы явилась на роднике, в пяти верстах от села Посопа, но когда народ толпами повалил с приношениями (приношения эти клались возле иконы, и Параскева раздавала их бедным), то начальство распорядилось икону увезти, а крестьяне на том месте построили часовенку».
К культу Пятницы неодобрительно относилось не только светское начальство, но и церковное, причём с давних времён. Так, в решении Стоглавого собора 1551 года говорилось: «Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати (Гл. 41, вопр. 21). Собор XVI века призывает не слушать и прогонять «прелестников», которым являются Пятница и Анастасия (о последней я расскажу в следующей публикации). Однако Параскеву Пятницу русские люди продолжали чтить даже в XX веке! Во время этнографической экспедиции 1966 года был зафиксирован рассказ 79-летней бабушки из села Борис-Глеб Муромского района: «В четырёх километрах от села Дедова есть Новая деревня. Там Прасковея-мученица явилась. Сказывают, там речка маленькая течёт ключиком. Там она и явилась. Её взяли в Дедово, а она снова явилась в том же месте. Прасковея-мученица исцеляет. Ей празднество бывает в девятую пятницу от пасхи».
Неодобрительное отношение к культу Пятницы со стороны церковного и светского начальства был связано с тем, что культ Пятницы представлял собой трансформированный под воздействием христианства культ Макоши – языческой богини плодородия и благополучия. Этой богине славяне издавна посвящали пятый день недели, причём 12 пятниц, распределённых по 12 месяцам года, были особо почитаемы. Любопытно, что у других индоевропейских народов пятница связана с аналогичным Макоши женским божеством: Венерой ( vandredi – у французов) и Фрейей ( Freitag – у немцев и Friday – у англичан).
Культ Пятницы был распространён не только на Руси, но и в землях южных славян, где он также имел под собой языческую основу. В приведённом академиком А.Н. Веселовским описании празднования в Болгарии дня св. Параскевы (28 октября) отчётливо видны черты языческого пиршества, где место жреца занимает священник: «Службы происходят следующим образом: женщины ходят из дома в дом и собирают деньги, муку, яйца, ветчину, масло и т.п., покупают вино и собираются на гору, которая называется свята Парашкева. Там они готовят кушанье, из каждого дома приносят чотору или кувшин вина, пресный хлеб и густой мёд. Когда кушанье готово, приходит поп, освящает службу и садится вместе с народом; едят, пьют, веселятся».
Отзвуком языческого прошлого является традиция изображать Параскеву Пятницу в виде изваяния из дерева. «Начиная с крайних границ болотистой Белоруссии, от берегов Десны и Киева, до далёких окраин Великороссии и Белого моря – поклонение образу Параскевы Пятницы, в виде изваяния, остается до сих пор неизменным и всенародным», – писал этнограф С.В. Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила», вышедшей в 1903 году.
Как правило, Параскеву изображали с поднятыми руками, в которых был крест и свиток. Правда, на многих сохранившихся изваяниях Пятница без рук или священных атрибутов, их отняло у неё время.
Нельзя не отметить, что «идольские» изваяния Пятницы напоминают традиционное изображение Макоши в русской вышивке, только вместо креста и свитка у древней языческой богини – веретено и пряжа.
Значение Макоши-Пятницы в религиозных представлениях русского народа подчёркивалось тем, в каких местах размещались культовые сооружения в её честь. Часовни с иконой Пятницы обычно ставились на перекрёстках как напоминание, что в пятницу запрещается не только работать, но и отправляться в дорогу. Церкви, посвящённые св. Параскеве, строились либо около воды (богиня считалась подательницей небесной влаги, необходимой для хорошего урожая), либо на базарной площади (пятница – весёлый торговый день). Кроме того, пятницкие храмы ставились на месте языческих капищ, причём не только славянских. Так, в древнем русском городе Вильна (нынешний Вильнюс) Пятницкая церковь XIV века была построена на месте капища литовского бога Рагутиса, а Часовня Параскевы Пятницы, являющаяся символом Красноярска, расположена на вершине Караульной горы, где раньше стояли идолы хакасов.
Таким образом, наше сегодняшнее пятничное отлынивание от работы, посещение торговых центров и отдохновение в барах и ночных клубах есть не что иное, как следование древним традициям. А раз так, то мы имеем полное право обратиться с просьбой о повышении благосостояния к Пятнице или сразу к Макоши. Нашим предкам они помогали.