Мистический триллер, 7 серий
Создатель мессенджера «Труток» Денис едет в чудодейственный монастырь в Архангельской области в надежде чудом излечить рак в монастыре, а также скрыться от проблем с ФСБшниками. С ним отправляются четверо шапочных знакомых из Facebook - жаждущий признания журналист-бабник Максим; боящаяся старости брошенка Катя; кавказская девушка, скрывающаяся от жениха Эля; верующая дочь авторитарного отца Соня.
Выйдя на станции, где не предусмотрена остановка поезда, москвичи попадают в деревню Топи, жизнь в которой не подчиняется обычным правилам. Там пропадают люди, связи нет, местные не то живы, не то мертвы, все соблюдают странные правила и боятся Хозяина, о котором чужакам никто не рассказывает. А монастырь, в который так рвался Денис, оказывается полуразрушенным и с первого взгляда покинутым. Герои собираются уехать из этого странного места, но тут пропадает Катя...
Первые пару серий история интригует, но примерно с середины я смотрела с единственной мыслью: «Как сценарист выкрутится? Как разрулит все это». Однако, оказалось, что автор проекта Дмитрий Глуховский и не думал выкручиваться.
Подобные странные фильмы обычно приятно разгадывать: сопоставляешь факты, вспоминаешь детали и в голове рождается непротиворечивая картина. Это кайф. Но с «Топями» такой номер не пройдет: слишком много противоречивой информации, которая не складывается в единую картину. После просмотра испытываешь не приятное осознание, а недоумение.
Режиссер проекта Владимир Мирзоев в интервью объяснял, что «Топи» — это развернутая метафора аномальной реальности, в которой мы всем миром оказались». Но по ощущениям в один сериал в случайной последовательности смонтировали материалы нескольких проектов: что-то про экологические проблемы, что-то про злые чудеса и возвращение с того света, что-то про мрачные сказки, что-то про страхи, которые становятся хозяевами людей. Вообще в «Топях» много интересных находок и идей, которые никак не выстреливают, не обыгрываются, о них просто забывают. В итоге получается нечто нелогичное.
Вы можете сказать, что в сериале сюжет вторичен, мы подсаживаемся на героев, сопереживаем им, следим за их переживаниями. Но герои в «Топях» - это главная беда. Они статичные, за время трешового путешествия никак не меняются. Симпатии не вызывает ни один из них, поэтому за их приключениями можно наблюдать без всякой жалости. Их мотивации не всегда понятны, а характеры карикатурны. Им всем по 30, но по поведению они больше похожи на подростков. А еще есть ощущение, что автор не любит всех своих героев, относится к ним с брезгливым любопытством естествоиспытателя, причем это касается как главных героев-москвичей, так и деревенских жителей.
В начале просмотра не оставляет ощущение, что я уже что-то такое видела - завязка похожа на прошлогодний сериал «Территория». Там тоже подростки приезжают в деревню в глубинке, где живут и здравствуют шаманы, ведьмы и герои пермской демонологии. В отличие от «Топей» тот проект мне понравился - там и героям получалось сопереживать (у них есть и предыстория, и характеры), и от мистики можно было получить удовольствие, а местами даже испугаться. Там чувствовалась любовь создателей к героям и материалу. Тем удивительней, что Глуховский охарактеризовал сериал-конкурента крайне негативно. «Сериал «Территория» — полная шляпа. Посмотрел до конца и плакал кровавыми слезами. Замах на рупь, удар на копейку. Переделайте и покажите еще раз», - говорил он в интервью.
Я думала, что алогичность и непроработанность характеров - это следствие поспешного написания сценария. Но нет! Глуховский рассказывал, что первый драфт был готов еще в конце 2011 года. Видимо, он подошел к сценарию как к книге, а на бумаге можно передать гораздо больше, чем на экране.
С Глуховским лично у меня такая штука: в интервью он кажется гораздо более убедительным, чем в творчестве. После его беседы с Дудем была совершенно очарована, а «Метро 2033» оставило невнятное послевкусие. Про «Топи» Глуховский тоже здорово рассказывает. Говорит, что это авторский проект о хтонической России, отношении к смерти в глубинке, основанный на личных историях. «Топи» даже на уровне названия — это что-то аморфное, построенное не на линейном сюжете, а скорее, на ощущении топкости, болотистости. Затягивает, гипнотизирует, наводит морок», - поясняет Глуховский. Но после того, как я потратила 7 часов своей жизни на этот морок, у меня остался единственный вопрос - зачем я это сделала. Хотя, наверняка найдутся люди, которым сериал понравится.
Есть у сериала и плюсы: снято красиво и атмосферно, художники и операторы молодцы. Еще музыка АИГЕЛ освежает «Топи». Есть хорошие актеры (особенно Максим Суханов), хотя большую часть фильма играть им нечего. Но, увы, для классного сериала этого мало.