Найти тему

Как научить ребёнка распоряжаться карманными деньгами

Оглавление

В 60-х годах ХХ века в Стэнфорде провели знаменитый зефирный эксперимент. Учёные дали детям по зефирке и сказали: «Сейчас мы ненадолго уйдём. Тот, кто не съест зефирку, получит ещё зефира после нашего прихода».

Казалось бы, выгода налицо. Но результаты оказались интереснее: с задачей справились только 10 % детей. Остальные 90 % не смогли устоять перед сиюминутным соблазном.

Умение удерживать импульсы ради будущей выгоды — основа финансовой грамотности. Хорошо, что ребёнка можно этому научить. В статье мы пошагово разбираем, как научить ребёнка распоряжаться карманными деньгами и заложить базу для финансовой грамотности.

Шаг 1. Объясните ребёнку, что такое деньги

Карточка и загадочные бумажки, которые вы даёте продавцу, не просто карточка и не просто бумажки. Ребёнок должен это понимать. Объясните ему функции денег, даже если он ещё совсем маленький. Главное, что он должен запомнить:

— деньги не бесконечный ресурс, их надо заработать;
— питание, жильё, одежда, образование – за всё это надо платить;
— перед тем как сделать покупку, лучше подумать. Об этом, кстати, следующий пункт.

-2

Шаг 2. Не покупайте «хотелки» сразу

Учёными доказано: ребёнок радуется не от самой покупки, а от её ожидания. Как только он увидел игрушку, в его мозг начинает поступать дофамин – один из гормонов счастья. Как только покупка сделана, эйфория проходит и ребёнок ищет новую «цель».

Предложите ребёнку внести игрушку в список желаний. Пусть он её нарисует, приклеит фотографию. Несмотря на то что игрушка ещё не у него, радость от её будущей покупки никуда не денется.

-3

А потом раз в две-три недели пробегайтесь по списку, чтобы ребёнок выбрал, какую игрушку хочет больше всего. Не забудьте пририсовать стоимость игрушки!

Шаг 3. Обсуждайте с ребёнком семейный бюджет и свою работу

Берите ребёнка в магазины за мебелью, продуктами, обсуждайте покупки. Не надо досконально рассказывать ему обо всех статьях бюджета. Достаточно, чтобы ребёнок знал, на что вы тратите деньги и почему не можете купить навороченную куклу, гаджет или всю полку с машинками.

Также важно рассказывать ребёнку, как вы зарабатываете деньги. Так он с ранних лет привыкнет к тому, что деньги не валятся с неба, а именно зарабатываются .

-4

Шаг 4. Обсудите с ребёнком, на что он хотел бы тратить деньги

Обсуждайте это не в ультимативной форме. Это должен быть спокойный диалог, где ребёнок сможет высказаться и не получить упрёк. Может, он хочет покупать игры, книги, пёструю канцелярию, иногда себя чем-то баловать – пожалуйста.

Суть этого разговора ещё и в том, что ребёнок учится формулировать свои желания. Может, до этого разговора он не осознавал, что хотел бы тратить деньги на что-то конкретное. Но так он внесёт ясность в свои желания, а это большой шаг к финансовой грамотности.

-5

Шаг 5. Дайте ребёнку свободу

Не надо сидеть коршуном и проверять каждую покупку, если только ребёнок не покупает что-то в обход закона. А если он начинает откладывать часть денег на что-то дорогое – например, гаджет – прекрасно. Ещё чуть-чуть, и можно будет говорить с ним об инвестициях и накоплениях.

-6

***

По ходу того, как ребёнок учится пользоваться карманными деньгами, он будет ошибаться. И это нормально. Ваша задача – объяснить ему, как делать хорошо, а как – не очень, и дать разумную степень свободы.