Найти тему

Линкор "Эджинкорт". О том, как линкор с семью башнями трем странам служил

Оглавление
"Чтобы иметь флот, недостаточно иметь берега". П.В. Чичагов, русский адмирал

Вполне вероятно, что именно так рассудило бразильское правительство, ступая на тернистый путь дредноутной гонки. Бразилия стала первой из второстепенных морских держав, получившая линкоры.

В 1910 году на британских верфях были построены бразильские линкоры "Минас-Жерайс" и однотипный "Сан-Паулу". Постройка линкоров для Бразилии вызвала бурю разногласий, газеты пестрели заголовками о сенсационной новости.

Однако предприимчивый сосед и главный противник Бразилии, Аргентина, перетянул "одеяло сенсаций" на свою сторону, приступив к строительству линкоров "Ривадавия" и "Морено". Казалось бы, паритет достигнут, о чем еще мечтать... Но нет, сознание бразильского правительства, задурманенное жаждой славы и мечтами о морском господстве, диктовало свои условия. Остановить Бразилию было уже невозможно.

"Рио-де-Жанейро". Ярмарка тщеславия и карнавал фантазий

В сентябре 1911 года на британских верфях был заложен третий линкор для военно-морского флота Бразилии, получивший название "Рио-де-Жанейро". Дебаты по поводу конструкции корабля были долгими, проект неоднократно пересматривали. И сенсация удалась. Линкор вооружили четырнадцатью 305-мм орудиями главного калибра, разместив их на семи башнях.

"Рио-де-Жанейро" уже был спущен на воду, когда Бразилия, сославшись на нехватку средств, отказалась от линкора. Сложная экономическая обстановка, а также бунт, охвативший корабли бразильского флота ("Восстание плетей") привели к тому, что в сентябре 1913 года недостроенный корабль был выставлен на торги.

-2

"Султан Осман I", османы и арест

Бразильским линкором заинтересовалось Османская империя. Османам были жизненно необходимы современные боевые корабли для контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, а также для обеспечения паритета с Российским Черноморским флотом. В декабре 1913 года недостроенный корабль был продан османскому флоту. Линкор, получивший название "Султан Осман I" , все еще продолжал стоять в британском порту в ожидании нового экипажа. Однако судостроительная компания "Армстронг" не торопилась с передачей корабля новым владельцам.

Линкор "Султан Осман I"
Линкор "Султан Осман I"

Уже отчетливо были слышны канонады надвигающейся на мир катастрофы. Нужен был только повод, чтобы привести в действие машину войны.

28 июня 1914 года боснийский серб Гаврило Принцип убил австро-венгерского эрцгерцога Фердинанда и его супругу.

Началась Первая мировая война.

Османский линкор был взят под стражу, а прибывший турецкий экипаж выдворен на родину.

"Эджинкорт" и Гранд-Флит

3 августа, в связи с началом войны, командование британских ВМФ приняло решение реквизировать турецкий линкор.

И, наконец, корабль получил свое третье и последнее имя "Эджинкорт" в честь одной из величайших битв Столетней войны, произошедшей близ селения Азенкур. 25 октября 1415 года армии англичан под командованием Генриха V удалось одержать победу над превосходящей по численности французской армией.

25 августа 1914 года "Эджинкорт" вошел в состав 4-ой эскадры линейных кораблей Гранд-Флита.

Линкор "Эджинкорт" в Северном море
Линкор "Эджинкорт" в Северном море

Дворец Джинна

Конструкция "Эджинкорта" разительно отличалась от остальных линкоров Британии. Удлиненный силуэт с небывалым количеством башен производил на окружающих впечатление.

"Эджинкорт" считался самым комфортабельным кораблем Королевского флота. Внутреннее убранство отличалось великолепием отделки и дорогой меблировкой.

Сложная конструкция, внутреннее убранство, а возможно и пагубное пристрастие британских моряков к джину закрепили за линкором прозвище "A Gin Court" — "Дворец джинна".

"Эджинкорт" базировался в Скапа-Флоу и почти полтора года бездействовал.

-5

Ютландское сражение

31 мая 1916 года у берегов датского полуострова Ютландия произошло столкновение двух флотов – британского Гранд-Флита и германского Флота Открытого моря.

В окружении огромного числа легких кораблей шло множество тяжелых. 28 дредноутов и 9 крейсеров с британской стороны, а также 16 дредноутов и 5 крейсеров с немецкой стремились навстречу друг другу.

"Эджинкорт" принимает участие в морском сражении в составе 6-го дивизиона (один из двух дивизионов 1-ой эскадры дредноутов вице-адмирала Берни), возглавляемого линкором "Мальборо". 6-ой дивизион состоял из 4 кораблей и являлся самой правой колонной основных сил Гранд-Флита. После развёртывания Гранд-Флита был замыкающим линкором в боевой линии.

В бою "Эджинкорт" добился попадания по германскому линкору "Кайзер". Во время торпедной атаки "Эджинкорту" удалось сбить две торпеды выйти без повреждений, в то время как флагман дивизиона "Мальборо" был поражен.

Линкор "Эджинкорт" и линкор "Эрин"
Линкор "Эджинкорт" и линкор "Эрин"
Линкор "Эджинкорт", Скапа-Флоу
Линкор "Эджинкорт", Скапа-Флоу

Весной 1919 года после расформирования Гранд-Флита "Эджинкорт" был включен в резерв и базировался на Розайт. Британское правительство пыталось продать линкор Бразилии, но безуспешно. Не имея никакого применения для этого нестандартного, уникального линкора, в апреле 1921 года "Эджинкорт" внесли в список кораблей для утилизации. В 1924 году корабль был разрезан на металл.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Всем спасибо!