Лидер проектов «Туристический кластер» и «Пожизненное образование» Александр Зорин из Ростовской области рассказал команде «Про100 За Правду» о мерах, принимаемых государством для улучшения туристического климата в стране.
___
Последние события в сфере развития туризма в России не могут не радовать.17 декабря 2020 года на пресс-конференции Владимир Путин заявил о создании отдельной структуры, которая будет заниматься развитием внутреннего туризма. Эта структура получила название Корпорация «Туризм.РФ» (КТ).
Основные ее задачи: разработка и реализация нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», создание новых и управление существующими туристическими кластерами, а также создание комфортных условий для объектов индустрии и непосредственно туристов. Корпорация также займется расчетом будущих турпотоков в соответствии с потенциалом субъектов и инвестированием в создание инфраструктуры.
Совокупный объем финансирования нацпроекта в части развития существующих и строительства новых объектов может составить 3,16 трлн руб. (из них 432,76 млрд руб. из федерального бюджета). Еще 57,7 млрд руб. предлагается вложить регионам, а 2,67 трлн руб. – внебюджетные источники.
Согласно концепции нацпроекта, планируется к 2030 году увеличить количество внутренних турпоездок в 2,2 раза, а доходы от въездного туризма – с 11 млрд до 22,3 млрд руб. в год. Проект предусматривает развитие 36 существующих туристических кластеров, создание 80 новых и реализацию 10 федеральных комплексных проектов.
КТ сообщает, что на этапе проектирования и строительства власти будут готовы софинансировать 10% от стоимости новых туробъектов, а 90% средств должны будут вложить инвесторы.
Самым востребованным направлением по-прежнему считается юг России. Корпорация уже ведет переговоры с инвесторами по условиям реализации проектов в данном направлении. Без внимания не останутся также Дальний Восток, в частности Камчатка, и север – Мурманская область. Есть предложения и по созданию новых кластеров в центральной части страны.
Также с 2014 года в Российской Федерации действует госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» , одной из задач которой является повышение туристского потенциала Российской Федерации. Реализация программы рассчитана до 2024 года. 30 ноября 2019 года было принято постановление о внесении изменений в данную госпрограмму. Согласно приложению, распределение субсидий по инвестиционным проектам по созданию в субъектах РФ туристских кластеров следующее:
Вектор развития туризма в России, по моему мнению, выбран правильно. Однако, нам есть к чему стремиться и, возможно, стоит обратить внимание на опыт зарубежных стран по формированию туристических кластеров. Во многих развитых странах туристские кластеры уже стали привычной формой бизнес-групп.
Главной особенностью кластеров в Европе является взаимодействие бизнеса с государственной властью, но при этом глобального проникновения государства в деятельность крупных частных предприятий нет.
Самым известным туристическим кластером Европы считается «Официальная резиденция Санта Клауса» в Финляндии. Кроме дома волшебника в Лапландии, тематического комплекса и почтового отделения в него также входят горнолыжный курорт, множество отелей, ресторанов и других развлекательных заведений. Количество туристов исчисляется миллионами, основная их часть – иностранцы. Данный кластер полностью принадлежит государству.
А сколько иностранных туристов посещает резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге?
Одним из самых успешных проектов в области международного взаимодействия в сфере туризма на основе кластерного подхода считается «Комплексные меры по устойчивому развитию туризма –TUR.GRATE.2». Участниками данного проекта являются: Греция, Италия, Черногория и Албания. С помощью проекта была сформирована сеть эффективного международного сотрудничества в индустрии туризма. Кроме того, здесь применен инновационный методологический подход к управлению туристско-рекреационным потенциалом указанных стран и историко-культурным наследием.
Во Франции существует Агентство по туристскому развитию. Это глобальная сеть, которая распространяется на 33 страны и объединяет более 1000 французских представителей, частные и государственные структуры, предприятия индустрии туризма. Агентство реализует множество успешных туристских проектов.
Также для развития популярного здесь винного туризма еще в 2000 году был создан винный кластер «Le cluster oenotourisme». Его участниками являются 53 специалиста в сфере туризма и виноделия, и представители 17 французских виноградников.
Таких примеров можно приводить множество. Судя по принимаемым в последнее время нацпроектам, Россия стремительно движется к формированию туристических кластеров международного уровня. Главное, чтобы проекты были реализованы в полной мере, а не остались только на бумаге.