Найти тему
Прогулки по Мещере

Как Мещера чуть не стала морем

Про осушение Мещеры и работу экспедиции генерала Жилинского я писал в отдельной статье. В 19 веке в этом крае основной задачей было увеличение лесных площадей и покосов. Были достигнуты определенные успехи, но кардинальных изменений не произошло, мещерская низменность так и осталась наполнена водой.

20 век поставил новые задачи для развития новой советской страны. Электрификация, индустриализация – лозунги, соревнования, стахановское движение. Мещерский край остался в стороне от глобальных социалистических преобразований (слава богу), хотя некоторые изменения коснулись и его.

Болото в районе деревни Ласково
Болото в районе деревни Ласково

В конце двадцатых и начале тридцатых годов начались новые большие работы по осушению торфяных болот, по расчистке рек и каналов. Торф начал широко использоваться и для отопления, и для получения электроэнергии. Одно время Шатурская ГРЭС, работавшая на торфе, давала свет и энергию половине Москвы.

Разведывались и открывались торфодобывающие предприятия: «Радовицкий Мох», рядом с одноименной деревней, «Мещерское», в районе станции УЖД Пилево, Солотчинское, недалеко от деревни Ласково в районе Черного озера. Торф вывозился по узкоколейным железным дорогам, которые, сразу же были подсоединены к основной ветке УЖД Мещерской магистрали Рязань – станция Тума. Строились поселки разработчиков, а вокруг осушались тысячи гектаров торфяных болот.

Все было бы хорошо, но тут веское слово сказали энергетики. Одна инициативная группа, коим снились лавры Стаханова, предложила решение по затоплению Мещеры и Окской поймы. Был представлен детально разработанный проект, в котором просчитывались затраты на улучшение лугов, осушение болот, строительство дорог. Предлагалось превратить Оку, омывающую мещерскую низменность, в цепь искусственных озер и водохранилищ, создав каскад гидроэлектростанций.

Против выступили мелиораторы и колхозники, полностью зависимые от пойменных приокских районов, их поддержали работники лесного хозяйства и экономисты областных организаций, приводя факты, что пойменные земли кормят более десяти миллионов человек овощами, молочной продукцией и мясом. Споры утихли с началом войны, а после разгорелись вновь.

Проекты энергетиков активно обсуждались в различных научных, административных и общественных организациях. Решалась судьба огромных территорий в миллионы гектаров – не только поймы Оки, но и низинных лесных участков.

Разлив
Разлив

Поворотным стал 1954 год. Видимо, руководство страны отдало приоритет более глобальным проектам по освоению и перекрытию. Да и рукотворных морей и водохранилищ, с затопленными деревнями и плодородными землями, в стране уже хватало. На одном из пленумов было принято решение – лесам и Мещере быть!

«Считать необходимым приступить к работам по осушению и освоению массивов Мещерской низменности в районах Рязанской, Владимирской и Московской областей.»

В том же году в Мещеру с марта по июнь было направлено аж пять экспедиций (Росгипроводхоз, МГУ, НИИ Мелиорации). На каналы Жилинского привезли экскаваторы и другую технику. Активные работы велись около 10 лет, и трудно представить, чем бы закончились преобразования, если бы не открытие огромных месторождений углеводородов в Сибири.

В 80х годах резко падает потребность в торфе, его продолжают использовать только в качестве удобрения. Постепенно хиреет и прекращает свое существование УЖД. Из техники в лесах остаются только лесовозы. Леса растут, несмотря на пожары и, не всегда благотворное, влияние человека. И будет здорово, если Мещера останется все-таки лесным океаном!

Фото сделано с пожарной вышки в Голованово в 2009 до пожаров
Фото сделано с пожарной вышки в Голованово в 2009 до пожаров

Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! Еще о Мещере можно почитать ниже и в других статьях канала:

Воздушная железная дорога в глухом Мещерском лесу

Осушение Мещеры. Экспедиции Жилинского

100 лет Мещерской магистрали от рождения до забвения