Парк Зверинец в Гатчине расположен к северу от главных гатчинских парков - Дворцового и Сильвии. История Зверинца начинается в 1765 году, когда Екатерина II подарила эти земли графу Г.Г.Орлову в благодарность за участие в перевороте 1762 года, который привёл Екатерину к власти. Орлов был любителем охоты и часто охотился в лесах вокруг усадьбы, не забывая приглашать на охоту императрицу. Об этом времени, и о графе Орлове напоминает название Орлова Роща. Так называется лес, примыкающий к Зверинцу с северо-востока. Правда, от Орловой Рощи мало что осталось. В её центре в конце 1950-х годов был построен Ленинградский (ныне Петербургский) институт ядерной физики, ПИЯФ им. Константинова.
Но вернёмся в Зверинец. В 1770 году начались работы по превращению леса рядом с усадьбой в парк и охотничий заповедник. Через Зверинец были прорублены просеки, построены мосты через речку Гатчинку. От Дворцового парка Зверинец отгородили стеной, от которой мало что осталось. А вот ворота в стене, которые называются Зверинскими или Железными, целы и поныне.
Для специально привезённых оленей, лосей, зайцев и другой живности построили загоны. Когда вельможные охотники приезжали на охоту, зверей выпускали из загонов в лес. Тогда же в Зверинце появились фазаны, привезённые из Англии. Для содержания фазанов был выстроен Птичник, руины которого сохранились до наших дней. Проект Птичника создан А.Д.Захаровым, будущим автором Адмиралтейства в Петербурге.
После смерти Орлова Екатерина выкупила Гатчину у наследников графа и подарила её своему сыну, будущему императору Павлу I . С этого момента и вплоть до 1917 года Гатчина принадлежала императорской семье, а Зверинец постепенно стал главным местом царской охоты. В 1849 году придворная императорская охота официально переехала из Петергофа в Гатчину. В 1857 году на окраине Зверинца появилась Егерская Слобода. Здесь жили егеря, обслуживавшие императорскую охоту, располагались хозяйственные постройки и царские псарни. О Егерской Слободе, интереснейшем памятнике деревянной архитектуры, я надеюсь рассказать в одной из следующих статей.
Русские цари, как и сменившие их советские вожди, любили охоту. Впрочем, это занятие охотой можно назвать только с большой натяжкой. Животные, предназначенные стать мишенями для вельможных охотников, содержались в загонах, где их кормили. Поэтому они не боялись людей. Когда зверей выпускали в лес, они доверчиво шли к людям, надеясь получить еду. И попадали под выстрел. Современного читателя поражают масштабы, в которых истребляли живность. Вот, например, в октябре 1858 года Александр II охотился трижды. Охотников четверо, кроме царя два великих князя и герцог Мекленбург-Стрелицкий. Они убили 8 волков, 15 лисиц и 258 (это не опечатка!) зайцев. Через полвека 4 ноября 1906 года Николай II записывает в дневнике: Всего убито 982 (фазанов 787). Мною 82: фазанов 74, два тетерева, русак и 5 беляков. Такие вот развлечения были всего 100 с небольшим лет назад….
После революции животные были перебиты или украдены мародёрами, а Зверинец стал быстро приходить в упадок. Во время войны парк сильно пострадал. Деревянные постройки сгорели, многие деревья были вырублены, несколько мостов через Гатчинку взорвали. В послевоенные годы за Зверинцем тоже никто не следил и не ухаживал.
Сейчас парк превратился в почти совершенно дикий лес, через который проходят дороги-просеки. Интересно, что названия этих дорог сохранили нам имена служителей Зверинца времён Павла I . Дорога Цагове названа в честь егеря Андрея Цагове, а дорога Гундиуса в честь лесничего Антона Гундиуса.
Мосты через речку Колпанку (она же Пильчая) в основном сохранились, хотя и в сильно повреждённом состоянии.
А мосты через более широкую Гатчинку (Тёплую) почти полностью разрушены. Первый (Белый) мост через Гатчинку исчез без следа. На его месте сейчас стоит деревянный трап, удобный для прохода, но совершенно невыразительный. История Второго (Пильного) моста довольно любопытна. К концу XX века металлическая ферма моста лежала поперёк реки без перил и несколько накренившаяся на одну сторону. Но пандусы с обеих сторон были полностью разрушены, и для того, чтобы перебраться через реку требовалась некоторая сноровка.
В начале XXI века администрация Гатчинского парка решила закрыть парк для транзитных посетителей – местных жителей, привыкших ходить из Мариенбурга в центр Гатчины пешком через парки. Для этого построили ограду вокруг Дворцового парка и Сильвии и закрыли все входы в парки с северной стороны, в том числе и Зверинские ворота. Естественно, это вызвало протесты гатчинцев. Тогда была сооружена новая пешеходная дорога из Мариенбурга через Зверинец к улице Крупской. Дорога пересекает Гатчинку там, где был Второй мост. Вместе с новой дорогой был построен и новый деревянный мост прямо поверх старой металлической фермы.
От Третьего (Красного) моста остались только догнивающие деревянные столбы, торчащие из воды.
Четвёртый (Матюшкин) мост сильно разрушен. Своим названием мост видимо обязан Павлу Матюшкину, в 1840-х годах служившему помощником смотрителя Зверинца.
Пятый (он же Северный, он же Осиновый) мост сохранился лучше всех. По нему и сейчас можно без особых проблем пересечь Гатчинку.
Около Пятого моста можно видеть удивительное явление природы. В низкой пойме Гатчинки растёт какой-то вид осоки, который создаёт кочки на болотистом берегу.
Большинство дорог-просек проходимы практически в любое время года, кроме, может быть, поздней осени и весеннего половодья. Приятной Вам прогулки!
Все публикации моего канала здесь