Кристина Больбат, педагог, танцор-хореограф школы танцев «Касабланка»
У меня образование педагога-хореографа. Долгое время была в бальных танцах, потом танцевала в шоу-балете и творческих коллективах. После переезда в Москву хотела оставить танцы как хобби, но рассталась с молодым человеком и решила отвлечься — пошла на бачату, оставалась на сальсу. Ассистировала в группах, развивалась.
Моими первыми учителями были кубинские преподаватели по сальсе, афро и румбе Annelys Perez Castillo и Boris Quintero. Я балансировала между бачатой и сальсой. Последняя оказалась мне ближе: в ней есть разнообразие для творчества, много направлений для развития.
Мне, бывшей бальнице, часто говорили:
«Твоя спинка слишком ровная, ручки слишком правильные и вообще ты красивенькая для кубинской сальсы».
Я «выбивала» из себя правильность и бальную выправку. Чтобы отойти от бальной стилистики и лучше передавать характер сальсы, я занималась афро, румбой и реггетоном. Я поймала flow, кач сальсы, прочувствовала танец — а это главное.
В ноябре 2019 года я искала возможность выйти на новый уровень и хотела менять школу (на тот момент преподавала в двух). «Касабланка» мне нравилась, я к ней присматривалась. Хотелось с этой школой сотрудничать. Оказалось, что и руководитель «Касабланки» Анастасия обратила на меня внимание. Это было волшебное стечение обстоятельств — мы нашли друг друга. И вот со второго декабря 2019 года я здесь.
На занятиях стараюсь привить вкус людям к разным танцевальным направлениям, помочь им в работе над телом (координация, изоляция, умение владеть им и танцевать), использовать не только внешнюю харизму, а создавать искусство посредством форм, линий, техники, хореографии.
Мой стиль — про внутреннее наполнение, подачу себя, умение донести стилистику танца, показать пластику тела, а не выученные шаги. В теле заключена самая вкуснятина. На мой взгляд, только твои движения, идущие от тела, являются абсолютно естественными и потому — неповторимыми, способными показать красоту твоего тела. Надо стремиться танцевать не как кто-то, а по-своему.
Я перетанцевала в соревновательных условиях в бальных танцах — игра не стоит свеч. В социальных танцах один раз участвовала в конкурсе шоу-номеров с партнером. Я — за показательные выступления, участие в буткемпах (примеч: Bootcamp — формат обучения, когда, в рамках фестиваля, за 6–8 часов в течение 2 дней ставится номер на 2–3 минуты, и с ним выступают на вечеринке). Я участвовала в 4 буткемпах, и это была борьба с собой, победа над неуверенностью и опыт тайм-менеджмента.
Я беру и впихиваю в себя элементы из разных направлений. Мне близки сальса Нью-Йорк, Ча-ча-ча. Люблю афро, контемпорари, театральный джаз, манерный хайхилс, в котором, по сути, нет базовых шагов, а есть техники различных танцев.
В сальсе, в первую очередь, должна работать спина, позвоночник. Движения идти от пластики тела. Корпус дает возможности для пластики. В танце каждая «запчасть» важна. Я люблю делать упор на верхнюю часть корпуса. В паре все определяют взаимодействие партнеров и ощущение пространства.
Мне не нравится тверк (не в моей манере), не очень люблю реггетон и бачату не до конца понимаю…
Для показательного выступления на фестивале Мambolove в феврале 2020 года я за 2,5 недели поставила танцевальный номер, смешала Мамбо c HighHeels. Это был мой первый сольный опыт выступления.
Чаще всего идеи по хореографии рождает услышанная мной музыка, иногда — увиденное в видео, фильмах. Умение сочинять — мышца, которую надо разрабатывать, подкачивать. Я долго смотрю, выбираю, если нужно, расписываю музыку, составляю скелет и по мере изучения хореографию доделываю — так придумывается номер.
Танцы — бесконечность, узнавание себя, объект искусства, работа над собой, поиск и нахождение новых возможностей в теле.
Многим людям тяжело выражать эмоции. Я помогаю им через танцы делать это, почувствовать себя живыми.
С уважением слушаю критику от тех, чье мнение для меня авторитетно — это мои педагоги и те, кто может высказать интересную мысль. Если мое мнение не спрашивают, предпочитаю молчать. А если обращаются, то комментирую в мягкой форме. Я — за то, чтобы дарить людям положительные эмоции.
Я хотела бы прославиться как танцовщица, как Айседора Дункан. Я бы с ней встретилась! Моя цель — создать новое в мире танцев на основе своего видения.
Учусь расставлять приоритеты в жизни, не уходить в крайности; занимаясь одной сферой, не топить другую. Ищу баланс. Постоянно работаю на собой.
Я жуткий паникер. Больше всего боюсь неопределенности. Но 2020-й показал, что планы недолговечны, и все нестабильно. Боюсь эмоциональной и профессиональной деградации. Когда я застреваю на выходных, ощущаю свою антипродуктивность и паникую.
Я бы не смогла жить без деятельности, в которой могу себя реализовать. Сейчас это танцы. Мне нравится преподавательская деятельность, в целом. Например, интересно было бы открыть школу жизни для детей и подростков и помогать им адаптироваться в жизни, быть самостоятельными и успешными: учить финансовой грамотности, танцевальным навыкам, этикету, сексуально образовывать.
До определенного уровня при желании научиться танцевать может каждый! К моей маме на занятия по бальным танцам привели раскоординированную девочку, гадкого утенка, но с музыкальным слухом. Ее папа, начальник в городе, пообещал маме:
«Если научите ее танцевать — стану спонсировать ваш ансамбль».
Мотивация с обеих сторон была настолько велика, что девочка дошла до А класса — профессионалов.
Сегодня моя жизнь похожа на сальсу, я очень чувствую ее стилистику и настроение. В старости представляю себя подтянутой строгой женщиной, преподающей детям хореографию, ритмику и сальсу. Но это неточно (смеется).
Меня восхищает в людях умение оставаться добрым, открытым, искренним в наше непростое время. Во время прогресса, вечного соревновательного духа трудно сохранять доверие к миру.
Я всегда желаю людям гармонии — это и есть счастье.
Счастье — цвета бирюзы, аквамарина, цвета моря. Надежда — золотистая, в ней светящиеся искорки светятся, греют, приятно пахнут и исходят от людей. Я стараюсь не грустить и не окрашивать печаль в какой-то цвет.
В 35 лет я вижу себя здоровой, занимающейся любимым делом и в стабильных отношениях с любимым человеком и близкими. За 4 года хотела бы подтянуть себя по всем фронтам.
Если бы я создавала собственную конституцию, первыми пунктами записала бы:
- Человек может стать тем, кем хочет, если приложит усилия;
- Человек имеет право жить как он хочет (опираясь на моральные принципы);
- Человек имеет право любить и быть любимым.
Документ назвала бы «Руководство к пользованию жизнью». Указала бы я себя как автора? А почему нет! Имена работавших со мной тоже прописала бы: я командный игрок.
Если бы люди могли разговаривать только при помощи движений, проблемы в мире остались бы те же. Иногда мы бы танцевали гадости и показывали друг другу неприличные жесты, например, средний палец.
Нет такой идеи, которая объединила бы всех на земле: мы слишком разные. Нас много, любое объединение — это коллектив с распределяемыми ролями. Всегда будут недовольные, те, кто ничего не хочет и против всего.
«Что ни делается — все к лучшему!» Я бы не хотела ничего менять в прошлом. У каждого своя судьба и сценарий. Нам даны свыше силы стать тем, кем дано. Я бы добавила себе самостоятельности, уверенности, осторожности в некоторых вещах.
Человек сам создает свою жизнь. В любую эпоху. Что его наполняет — то и окружает.
Есть много молодых людей, потерявших радость и вкус к жизни. Так что лучше быть позитивной энергичной старушкой, чем, выглядя на 20 лет, ощущать 90-летнюю дряхлость и усталость.
Я бы хотела иметь сверхспособность перемещаться по щелчку в любую точку планеты. Это экономия денег, времени и актуально в условиях пандемии.
Я бы согласилась жить вечно, если бы рядом со мной был близкий человек — тоже бессмертный.
Каждый человек хотя бы раз в жизни должен испытать любовь.
Фильм о себе я бы назвала «Я везунчик» и доверила бы съемки Вуди Аллену. Это была бы романтическая комедия с элементами мюзикла. Персонажи и забавные ситуации сменяли бы друг друга, и в конце остался бы один человек, и жили бы мы с ним долго и счастливо. Лет в 65 смогу точный сценарий представить (смеется).
Я бы хотела встретиться с Коко Шанель — брендом элегантности, иконой стиля и примером успеха. Она сильная женщина, нащупавшая цель и добившаяся ее. Важно общаться с успешными людьми, вдохновляться их историями жизни, достижениями. Мы бы станцевали с ней танго (в фильме «Фрида» его танцевали женщины). Я бы вела: люблю вести (смеется).
Я как переменная облачность. Когда весной светит солнце, но дует неприятный ветер в лицо. А потом погода налаживается, как будто ничего и не было.
Люблю Рим с его неповторимой атмосферой, солнцем, достопримечательностями и пиццей, Гранаду, Севилью — это из городов, где я была. Мне нравится свободный дух и ощущение праздника в кубинцах, утонченный вкус и элегантность — во французах, «невыносимая легкость бытия» — в южных испанцах, культурное наследие, история — в итальянцах.
Мечтаю побывать в Швейцарии, на Мальдивах, в ЮАР.
К семи чудесам света я бы добавила восьмое — возможность путешествовать в космос.
У моей мамы 22 декабря день рождения. Три года назад я, скопив за два месяца деньги, исполнила мамину мечту посмотреть балет «Щелкунчик» в Большом театре. Я подарила ей билет и была рада даже больше, чем она. Очень люблю делать подарки.
Понедельник — мой выходной. Стараюсь побыть дома. Наслаждаюсь поздними медленными завтраками с кофе. Смотрю Viasat History. Делаю что-то по дому. Зимой я домосед, любящий тепло, уют, масочки, самомассажи. Выходной — это время для себя.
Дочитываю «Манюню» Наринэ Абгарян — истории взрослых, вспоминающих о детстве. Мне близка классическая английская литература: «Дэвид Копперфильд» Чарльза Диккенса, Джейн Остин, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Моя любимая книга — «Камо грядеши» Генрика Сенкевича. Люблю фэнтези, «Гарри Поттера», «Властелина колец» — они переносят в мир фантазий, позволяют побыть ребенком. Пробую книги по саморазвитию Шефера Бодо. Прокачиваю себя по финансам. До сих прожила в розовом единорожьем мире — пора взрослеть.
Помню себя с 3,5–4 лет; первый кошмарный сон был про моего кота Буша, который забрался в темный подвал, а оттуда выдвинулся на меня в виде чудища из коробок Бабайка. Никтофобию (примеч: боязнь темноты, ночи) я поборола.
Люблю загадывать сны, и раньше часто снилось то, что загадаю, особенно, море…