Найти тему

«Такой родной, грузовой…» Музей городского электрического транспорта представит фотовыставку о грузовых трамваях

С 3 марта по 9 мая в Музее городского электрического транспорта будет проходить фотовыставка «Такой родной, грузовой…». В старинном Василеостровском депо представят посетителям историю грузового трамвайного движения Ленинграда. «Стендом» для тематических снимков послужит сам герой выставки – грузовой трамвай. А именно грузовая платформа трамвая ГМу-67 из коллекции хранилища ретротранспорта.

Выставка «Такой родной, грузовой…» представляет собой историю грузового трамвая в фотографиях из Центрального архива СПб ГУП «Горэлектротранс». По архивным иллюстрациям посетители проследят основные вехи развития грузового трамвайного движения в нашем городе.

Первые грузовые перевозки начались в Петрограде ещё до революции, когда к пассажирским вагонам прицепляли грузовые платформы. В 1920-е гг. появились полноценные грузовые трамваи – сначала переоборудованные из бывших пассажирских, а затем и вагоны нового строительства, созданные на заводе «Красный Путиловец».

Потребность в грузовых перевозках неуклонно росла. Так, например, во время Советско-финской войны 1939 года, когда сильно возросла нагрузка на железную дорогу, грузовых трамвайных вагонов не хватало, и часть грузов между вокзалами города пришлось перевозить маневровым паровозом на небольших платформах прямо по трамвайным путям.

До начала блокады Ленинграда грузовой трамвай активно использовался для эвакуации различных предприятий и учреждений. Так, в частности, эрмитажные коллекции эвакуировали с помощью грузовых вагонов — благо трамвайные пути пролегали рядом. Во время блокады, после того, как зимой 1941 года трамвайное движение было прервано, грузовой трамвай был запущен раньше пассажирского. Он взял на себя важную функцию по очистке улиц города, тем самым не дав развиться эпидемии, а также использовался для подвоза сырья на городские предприятия и доставки продуктов в магазины.

-2

После окончания Великой Отечественной войны грузовые трамваи продолжили доставлять сырье и вывозить готовую продукцию с предприятий, к которым трудно или практически невозможно подвести подъездные железнодорожные пути. До 1971 года существовал грузовой трамвайный парк им. Красуцкого, располагавшийся рядом с Трамвайным парком №1 на Московском проспекте. Позже он как административная единица был ликвидирован, а вагоны переданы в трампарк №1, хотя на объёмы грузовых перевозок это не повлияло.

Несмотря на востребованность в нашем городе грузового трамвая, парк подвижного состава обновлялся нерегулярно. Вплоть до прекращения грузовых перевозок в 1997 году использовались, в основном, довоенные вагоны. С начала 90-х годов с закрытием многих предприятий спрос на грузовые трамвайные перевозки стал падать. Последним предприятием, которое пользовалось услугами грузового трамвая, в нашем городе стал «Севкабель».

Грузовые трамваи прочно закрепились и в кинематографе. Например, период их расцвета можно увидеть в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», а период угасания (конец 90-х) – в культовой криминальной драме Алексея Балабанова «Брат».