Продолжение разговора, начатого здесь.
Чарли Крисчен
Нельзя любить джаз и не уважать Charles Christian (1916 - 1942).
Его карьера была жестоко оборвана из-за ранней смерти от туберкулёза. Впервые он записался в 1939 году, а в 1942 году умер, когда ему было всего 25 лет. Но за это время он превратил электрогитару в инструмент импровизатора.
Крисчен с раннего возраста занимался музыкой по необходимости. Его и его братьев учил музыке их отец Кларенс, который был слепым. Чарли и его братья были музыкантами, просто чтобы иметь возможность положить еду на стол. Кларенс умер, когда Чарли было всего 12 лет. В таких обстоятельствах, если ты плохо разбираешься в музыке, ты не ешь...
Он начал играть на электрогитаре в 1936 году, и через пару лет его заметили. Рассказы людей о том, как он звучал в то время, не согласуются с тем, как он звучит на записях. Очевидно, он играл громко и с большими искажениями. По крайней мере один музыкант, услышав его впервые и не зная, что он гитарист, подумал, что звучит саксофон. В студии и на своих различных концертных записях он отлично справляется и звучит как джазовый гитарист.
Крисчен был вовлечён в первые проявления бибопа, играя с Кенни Кларком в клубе «Minton's Playhouse». Если бы он был жив, он, наверное, стал бы одним из первых бибоперов. Его чувство ритма намного опережало своё время, хотя ему, вероятно, понадобился бы свой Диззи Гиллеспи, чтобы получить пару уроков гармонии. Он был отличным создателем риффов. Не единственная мелодия Бенни Гудмена была построена на отрывках, которые Крисчен сымпровизировал, а Гудмен просто присвоил.
Однажды я выучил соло Крисчена на стандарт «Rose Room», и мне пришлось посмотреть видео на YouTube, чтобы усвоить одну величественную фразу из девятнадцати нот. Как только я понял её, я поразился сочетанию изящной плавности и архитектурной прочности. Как, чёрт возьми, он это только придумал?
Видео: «ROSE ROOM (1939) by the Benny Goodman Sextet featuring Charlie Christian on guitar».
Как и все великие джазовые исполнители, а может быть, как и все великие музыканты вообще, Крисчен стал «сюрпризом». Как и с Луи Армстронгом, вы можете проследить, откуда он, и всё же у него нет явных «музыкальных» предков. И, как и Армстронг, он один из тех музыкантов, к которым хочется подойти, купить им выпить и поблагодарить, зная, что этого никогда не будет достаточно...
Он — главная причина, по которой те из нас, кто любит подключать свои гитары, делают это. Он не был первым исполнителем, перешедшим на «электричество», но он находился там, где всё начиналось.
Сонни Шэррок
Сонни Шэррок (1940 - 1994) был вдохновлён Джоном Колтрейном на роль тенор-саксофониста, но хроническая астма означала, что саксофон ему не подходил... Поэтому он взял в руки гитару и назвал себя «валторнистом с чёртовым топором».
Он был замечательным гитаристом, поскольку пришёл к аналогичным выводам относительно электрогитары, к которым пришёл Джими Хендрикс. Но с совершенно другой стороны — и мало известно, что он пришёл к этому первым.
Хендрикс был погружен в блюз, соул, R&B и, немного позже, в бит-музыку, которая была всем, что было в Англии, где он стал звездой. Но Шэррок не интересовался рок-музыкой. Фри-джаз и Колтрейн побудили его вывернуть усилитель на максимум и издать много шума...
На самом деле у него было два стиля: ранний и поздний. Он начинал как исполнитель фри-джаза, внеся свой вклад в «Tauhid» Фараона Сандерса 1966 года, который вышел за шесть месяцев до «Are You Experienced?» Хендрикса. Его ранний стиль оказал влияние на людей. Роберт Фрипп из «King Crimson» объяснял свое соло в «Sailor's Tale» влиянием Шэррока, а также некоторыми уроками игры на банджо в детстве.
В качестве джазового музыканта он сделал себе имя как особый секретный ингредиент в группе флейтиста Херби Мэнна, сыграв на классическом соул-джазовом альбоме 1969 года «Memphis Underground» в партнёрстве с несколько более опытным Ларри Корьеллом. В контексте весёлой, оптимистичной музыки Мэнна, которая может звучать так, как будто она принадлежит саундтреку детского мультфильма, рёв Шэррока стал сознательно «тревожным» элементом.
В 80-х у Сонни Шэррока произошло возрождение карьеры, и альбомы, которые он записал перед своей безвременной смертью, великолепны: «Seize the Rainbow», «Ask the Ages» и другие. Его более поздний стиль был намного более прямым и мелодичным, чем его ранний звуковой подход, и у него был сказочно толстый и искаженный звук его «Les Paul».
Видео: «Promises kept».
В 1994 году, когда он собирался подписать свою первую сделку с крупным лейблом, он умер от сердечного приступа.
По материалам публикации (англ.).