События прошлого года привели к высокому росту дистанционных технологий, среди которых и онлайн-образование. При этом такой формат ничуть не отпугнул скептиков. Многие взрослые, которым регулярно нужно улучшать свои знания и навыки, оценили удобство и доступность онлайн-обучения.
📊Онлайн-образование в цифрах
2020 год проверил всех нас на прочность и на умение подстраиваться под различные условия. Одно из основных – образование в дистанционном формате. Конечно, нельзя не сказать о том, что первые шаги к дистанту были, мягко говоря, неуверенными, но на протяжении долгих месяцев онлайн-обучение не стояло на месте – мы все больше стали привыкать к новшествам. И теперь нам это становится привычнее. Рассмотрим, как сильно вырос рынок дистанционного образования и к чему это приведет.
Онлайн-образование состоит из двух крупных частей: E-learning и EdTech. Первая подразумевает под собой отдельные дистанционные курсы, тесты и целые учебные центры или университеты. Вторая часть – сами сервисы, которые сопровождают процесс обучения: инструменты для аналитики, построения образовательных траекторий, организации онлайн-обучения и др.
Изначально прогноз рынка онлайн-образования в России оценивался в среднем в 15-20% в год. Однако по результатам 2020 года эти цифры изменились до 30-35%.
Важно! Объем рынка не так влияет на образование, как его качество. Именно поэтому в сфере школьного, высшего, средне-специального и дополнительного образования ожидается активное развитие в 2021 году. Прогнозы составляют 20-25% в целом.
Рассмотрим, какие же тренды окажут наибольшее влияние на сферу онлайн-образования.
🆕Топ трендов в 2021 году
1. Рост мобильного обучения
Планируется более глубокое внедрение технологий искусственного интеллекта для персонализации обучения. К тому же, всегда иметь под рукой доступ к нужной информации – очень удобно.
Также популярными становятся подкасты и восприятие информации на слух, что позволяет получать знания в удобных условиях – дороге, за домашними делами и др.
2. Прозрачность результатов
Все реже на просторах интернета можно встретить громкие упоминания о том, что после прохождения онлайн-курсов можно сразу же устроиться на работу и начать зарабатывать большие деньги. Это происходит из-за того, что у аудитория перестает верить в такие высказывания и теряет интерес к таким программам.
Куда больше внимания стало уделяться грамотному оформлению учебного центра, его прозрачности и понятности конечных результатов. Среди них:
- четкая формулировка программы обучения;
- где и как можно применить полученные знания;
- какие документы выдаются после прохождения курсов.
Для курсов дополнительного профессионального образования и профессионального обучения также важно наличие соответствующих документов и лицензии. Такой подход к своей аудитории является гарантией того, что слушатель получит соответствующий диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации или о присвоении рабочей профессии.
3. Отсутствие “воды”
Как уже отмечалось ранее, аудитория все тщательнее выбирает место обучения и серьезно подходит к выбору программ. Поэтому лекции, в которых содержится лишняя информация ради объема совершенно не привлекает слушателей. Куда больше пользуются спросом четко составленные программы обучения в соответствии с нормативными и квалификационными требования по требуемому направлению подготовки.
4. Микрообучение
Подразумевают под собой модули небольшого объема. Это связано с тем, что слушателям просто иногда может не хватать времени на регулярное обучение, поэтому информация подается маленькими “порциями”, которые помогают полно воспринимать получение новой информации.
5. Персональный куратор
Просто предоставить материал слушателю для самостоятельного обучения будет недостаточно. Лучше – когда присутствует обратная связь. Наличие куратора, который готов вовремя ответить на любой вопрос, значительно улучшает качество работы учебного центра. К тому же обучения становится индивидуальным и фокусируется на потребностях конкретного человека.
6. Иммерсивное обучение
Достаточно молодое направление в сфере образования. Представляет собой использование технологий виртуальной и дополненной реальности. В таком случае мозг перестает отличать реальные события и качественную симуляцию, поэтому все больше различных корпораций прибегают к подобному обучению своих сотрудников, чтобы оптимизировать процесс.
Пока что такой формат присутствуют только на рынке B2B, но с постепенным ростом популярности дойдет и до B2C сегмента.
Стоит также отметить, что формат вебинаров в прямом эфире отходит на второй план. Это происходит из-за того, что время трансляции и ее длительность становится неудобным. Еще одной проблемой являются разговоры на отвлеченные темы и наличие “воды”. Об этом мы говорили в 3 пункте.