Обозначим типичные ошибки, подмеченные в магазинах сантехники в товарной выкладке:
- нагромождение товаров на входе, которое закрывает обзор помещения в целом;
- на унитазах «навалены» сиденья для унитаза, потому что для них не нашлось другого места в магазине;
- окна магазина завешены рекламой или заставлены товаром;
- душевыми кабинами загорожен остальной товар;
- сопутствующие товары свалены в одну большую коробку;
- много пустых мест на стенде (если поставка товара вовремя не осуществляется);
- менеджер спрятался за высокой стойкой во время консультации клиента;
- товар лежит на полу;
- товар висит криво;
- товар трудно найти в торговом зале;
- товар не определяется визуально, так как выставлен кое-как;
- нет описания, нет ценников;
- проход между рядами сужен неправильно расположенным товаром;
- товарные группы перепутаны.
Конечно, торговый зал имеет свои особенности. Но чаще всего его владелец хочет разместить в нём как можно больше ассортимента, забывая при этом о вышеперечисленных причинах своих неудач в торговом процессе.
При оформлении помещения торгового зала нужно представить его как квадрат или несколько квадратов, какая бы не была его геометрия. В любом квадрате имеется как минимум один «вход» (он же «выход»), «стены» справа и слева и пространство пола. Благодаря такому «разделению», задача обустройства облегчается, так как восприятие торгового пространства клиентом совершается поэтапно.
Человек (клиент), который заходит в магазин, чувствует себя гостем на чужой территории. Он следует по этим условным «квадратам», визуально изучая товар, находящийся в пределах этого «квадрата». Попутно он отвечает на свои вопросы: «Его ли это магазин? Его ли это товар? Для него ли эти цены?» Чтобы пребывание клиента в торговом зале было максимально комфортным, а магазину – прибыльным, нужно соблюдать правила выставки товара:
Правило №1 . Клиенту должен быть предоставлен полный обзор площади торговой точки. Чем проще визуализация товара, тем лучше он воспринимается клиентом.
Правило №2 . Вход и выход магазина – это его визитная карточка. Клиенту должно быть удобно заходить в торговую точку и выходить из неё.
Правило №3 . Крупногабаритный товар не должен перекрывать товар меньшего размера.
Правило №4 . Нельзя создавать барьер из товара перед клиентами, перекрывая одним видом товара доступ к другому.
Правило №5 . Нельзя оставлять пустые места в рядах выставки. Место, не занятое товаром в торговом зале – это убыток для магазина.
Правило №6 . Расположение ценников должно следовать от товаров с низкой стоимостью – к товарам с высокой.
Правило №7 . Нельзя накладывать один товар на другой.
Правило №8 . Вспомогательные товары всегда должны быть выставлены на виду.
Каждая площадь уникальна по-своему и правильное использование её ресурсов принесёт прибыль владельцу и пользу конечному покупателю.