Найти в Дзене

ПАПА КАРЛО ИЗ ТЮЗА

Вырезать из полена может прийти в голову только сказочному персонажу. Мир сказки как нельзя более близок Юрию Жаркову , в прошлом, главному художнику пермского ТЮЗА . Он привык сказку творить собственными руками. И превращает обычные дрова из поленницы в мифологические персонажи : Клеопатра, Святогор, дриады, Птицы Сирин и Феникс, Фавн.

ВырезАть из полена может прийти в голову только сказочному персонажу. У Юрия Жаркова как раз такой вид – он похож на заблудившегося в каменных джунглях лешего. Да и мир сказки как нельзя более близок сценографу и в прошлом главному художнику пермского ТЮЗА. Он привык сказку творить собственными руками. Не только карета превращается в тыкву – но и наоборот. И в этом он всегда преуспевал. Работая в театре в трудные 90-ые, прекрасно знает, что обычная марля из зрительного зала подчас смотрится лучше дорогой кисеи. И в случае с поленницей сработало «профессиональное» - столько добра пропадает, его нужно срочно «в дело».

А дело – превращать обрубки деревьев из поленницы в мифологических персонажей : Клеопатра, Святогор, дриады, Птицы Сирин и Феникс, Фавн. Размеры полена диктуют формат скульптуры – настольный, волокна дерева, его трещинки и изгибы – форму и сюжет. А дальше начинается привычное дело – декорация, т.е. украшение. И у птиц появляются венецианские лица-маски, у святых – золотые нимбы, у царя - камни в короне (шапке- мономаха).

Клеопатра. Работа Юрия Жаркова. Фото автора
Клеопатра. Работа Юрия Жаркова. Фото автора

Фигуры обретают выражения лиц, печаль в глазах, атрибуты , превращаясь в композицию: вот рядом с Фавном – его же шишковатая ладонь, к с бюсту царя прилагается скипетр, возле дриады замерла недоуменная сова. Клеопатра изображена рядом с причудливо сплетенными руками.

Театральный художник по умолчанию образован – чтобы создать декорацию , необходимо постичь эпоху. Сколько эпох постиг Жарков за почти 40 лет работы… И продолжает жить в мире театральной символики и архетипичных коннотаций. В образном строе работ Юрия Жаркова видны пределы его мира. Точнее, его беспредельность.

Адам и Ева. Работа Юрия Жаркова. Фото автора
Адам и Ева. Работа Юрия Жаркова. Фото автора

Главная тема – православная. Есть от чего оттолкнуться и с чем сродниться . Пермские деревянные боги (их коллекция хранится в Пермской художественной галерее) служат и образцами, и прототипами. Думается, Юрий повторяет фольклорную пластику библейских персонажей, чтобы понять, каков же был замысел далеких предков, что они представляли себе, вырезая из дерева загадочные образы святых странников. Присутствует и личная вовлеченность художника : по отцовской линии (витебской) в роду Жарковых были священнослужители.

Распятие. Работа Юрия Жаркова. Фото автора
Распятие. Работа Юрия Жаркова. Фото автора

Если подумать – можно было наваять на продажу множество симпатичных безделушек – мастерства бы хватило. Можно было брать заказы - портретного сходство Юрий добивается с легкостью , самого себя изобразил автопортретно в разных ипостасях весьма узнаваемо.

Но кажется, что он реально верит, что однажды полено может ожить. И сознательно наполняет городскую реальность мудрыми аналогиями и прописными истинами, о которых принято говорить, что они банальны . Однако он вовсе не капитан очевидность, просто его сердце - не каменное. Деревянное. И оно горит. И дарит тепло. В конце концов, дрова существуют для этого.

Юрий Жарков с коллегами - художниками. Фото автора
Юрий Жарков с коллегами - художниками. Фото автора