Что представляет из себя «свобода»? Что это? С чем ее едят?
Отвечая на этот вопрос, легко соскальзывать в метафизические спекуляции о том, как могло бы быть «там», где нас нет. Мы не можем составить себе об этом представления, исходя из весьма ограниченных возможностей нашего зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.
Зрение является для человека основным источником информации. Зрение возможно благодаря свету.
Свет – это электромагнитные волны, переносимые фотонами. Мы видим только часть светового спектра. Глаз человек не воспринимает, «не видит» очень короткие волны, ультрафиолет. Нам также недоступно инфракрасное излучение длинных волн.
Считается, что пчелы и некоторые птицы способны «видеть» ультрафиолетовое излучение.
Из всех цветов человек по‑настоящему хорошо различает красный, зеленые и синий. Остальные цвета смешиваются уже в голове [1] .
Идея «„здесь“ – не очень, но „там“ – будет гораздо лучше, если ты будешь делать то‑то и то‑то…» – не нова. Она взята на вооружение многими религиями.
Идея сама по себе, конечно, неплохая, но обладает значительным недостатком: проверить ее эффективность на практике, «пощупать руками» – никак невозможно. Поэтому гамма воззрений на эту идею распределяется по всей длине бесконечной прямой с противоположными полюсами притяжения.
На одной стороне говорит Тертуллиан, которому общественное мнение приписывает крылатую фразу: « Credo quia absurdum est – Верую, ибо абсурдно» [2] .
С другого края вещают жесткие агностики, считающие видимый нами мир случайным сочетанием хаотических элементов, не имеющим какого‑либо смысла.
Герой романа Р. П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Человек зачат в грехе и рожден в мерзости, путь его – от пеленки зловоний до смердящего савана». Да, уж, оптимизмуса не хватает…
Искатели, преисполненные самых благих намерений, ищут соединение «алгебры с гармонией». Они ищут «срединный путь», про который Горбачев когда‑то любил говорить, что эта дорога – самая трудная. Он любил повторять слово «конвергенция», то есть «перемешивание», «слияние». Мол, материальный избыток Запада сольется с нашей духовностью, и будет всем счастье.
Насколько это оказалось иллюзией, и насколько «несоединимое не соединяется» можно судить по разности в отношении к Горбачеву «у нас здесь» и «у них там». А хотелось‑то, ведь, чтобы было хорошо, и всем.
[1] Интересно, почему в дорожном светофоре на месте хорошо различаемого синего цвета – присутствует желтый? Странно…
[2] Общественное мнение часто попадает впросак. Ни один из текстов Тертуллиана не содержит фразу про «верую…» Он писал другое: «Prorsus credibile est, quia ineptum est – Это совершенно достоверно, потому что нелепо». Чем‑то похоже на «верую…», но не совсем то. Небольшие детали способствуют возникновению большой разницы. Равенство между нелепостью и достоверностью можно интерпретировать, как аналог фразы Пушкина: «И гений, парадоксов друг».