Волей-неволей приходится возвращаться к папке Наблюдательного производства № _______ по уголовному делу о гибели туристов – студентов УПИ. Изобилующей конвертами. Но двух всё же не хватает. Данное обстоятельство, как вы понимаете, меня заинтересовало, поэтому решила поделиться с вами своими соображениями. А именно, что может означать отсутствие конверта.
Как вы помните, первый конверт в папке значится под лигатурой JI или небрежно написаннным «17». К нему в виде бумажных ошмётков прилагаются записи о фотоаппаратах (собственно, все наличествующие конверты и касаются фотоаппаратов и фотографий). В описи прилагаемых к делу документов этот конверт значится как «Конверт с черновыми записями». К слову сказать, в описи указаны документы только до 39 листа. Между тем в папке цифровые обозначения присутствуют на 74 листах.
Следующий конверт встречается на листе 52 (зеленые кружки и красные подчеркивания сделаны мной для сравнения с другим конвертом):
А с пометой 52а наличествует само письмо к вышеупомянутому конверту, текст которого виден только в правой его части:
….м. 60 г.
…………..получитя
……………о дайтя
……………….о получили
Наверное, текст приблизительно такой: тов. Иванов, когда получите фото, то дайте знать, что фото получили.
Как можно догадаться, речь скорей всего идет о фотографии, присланной матерью Золотарева для памятника.
А вот за номером 52 следует помеченное «53» письмо, а конверта, в котором оно было прислано, нет.
Что любопытно, на этом листе целых три номерных пометки:
*) красным карандашом – «7»
**) простым карандашом – «53»
***) синей авторучкой – «1298»
Любопытно и то, что переписка Иванова с матерью Золотарева идет вперемешку с перепиской с почтовым ящиком № 404. По проставленным простым карандашом в правом верхнем углу номерам получается следующая последовательность:
52 – конверт, в котором было получено короткое письмо от матери Золотарева и фото Золотарева на памятник;
52а – само письмо от матери Золотарева;
53 – письмо от матери Золотарева с благодарностью за присланные 9 фотографий;
53а – тут должен быть конверт от вышеупомянутого письма с благодарностями, но его нет;
54 – записка Иванова к Золотаревой («Возвращаю фотографию вашего сына…»);
55 – письмо Иванова к и. о. пом. начальника предприятия почтового ящика № 404: «Вторично сообщаю, что Кривонищенко Георгий Алексеевич погиб 1 февраля 1959 г. во время туристского похода… <…> Аналогичное письмо вам было направлено 23 апреля с. г. по указанному на штампе вашего письма адресу, однако письмо вернулось за неимением адресата»;
56 – письмо из предприятия почтовый ящик № 404: «В третий раз прошу сообщить где и при каких обстоятельствах погиб работник нашего предприятия Кривонищенко Георгий Алексеевич. Ранее мы Вас запрашивали об этом дважды № 34/366 от 31 .III.59 г. и 34/284 от 24 апреля 1959 года, однако ответа от Вас не последовало»;
57 – почти аналогично предыдущему, за исключением штемплей и подчеркивания;
60 – письмо Иванова матери Золотарева с просьбой срочно прислать фото на памятник;
63 – квитанция б/№ от Иванова «взятые у Дятлова деньги < неразборчиво > семьсот… 2/ IV 1959 г.»
64 – Иванов пишет матери Золотарева, что фотоаппарат выслан
68 – Иванов повторно пишет матери Золотарева: «Сообщаю, что фотоаппарат вашего сына выслан вам почтой 10 сентября с. г. по квитанции № 103 ценной посылкой»
Отсутствие конверта 53а, по моему мнению, можно объяснить поиском отпечатков пальцев. Мы ведь знаем, как выглядит объект после дактилоскопических манипуляций. И , скорей всего , конвертик этот живет в других архивах. Тогда я подумала, какие доводы приведут в отношении того, через сколько рук конверт прошел. Но! При помещении письма в конверт и при его заклеивании отпечатки больших пальцев должны остаться на внутренней стороне конверта, на хлястике. А отпечатки остальных пальцев должны быть на лицевой стороне конверта, и располагаться симметрично. Если такие отпечатки отсутствуют, это ведь тоже о чем-то говорит. На липкой полосе в любом случае должны остаться отпечатки. Если их нет – то высылатель письма сознательно избегал их там оставить.
И вот тогда решила поискать подсказку Иванова. И нашла ведь её. Конверт к письму "69а":
отсутствует. Зато надпись "68" появляется на оборотной части повторного письма Иванова к матери Золотарева.