Найти тему
Газета Солидарность

Возвращение пенсионного возраста - популизм?

mtdata.ru
mtdata.ru

“Князья народов” пугают нас каким-то “популизмом”.

Слово происходит от латинского populus - “народ”. По-нашему, популист = народник.

В поздней Римской республике двигателем политики было противостояние оптиматов (optimus - лучший) и популяров. Первые отстаивали привилегии аристократии, вторые - права обычных граждан.

Современные государства, вроде, почти все - демократические (во всяком случае, со стороны вывески). Равноправие прописано в конституциях. Народ - источник власти. С какого же бодуна слово, образованное от этого самого источника, вдруг стало ругательным?

И кем еще может быть политик, работающий в условиях всеобщего избирательного права, как не популистом?

Известно кем. Пример из “Солидарности” :

“И тут, конечно, возбудились различные спикеры. Например, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству, член президиума Союза полярников, член Совета по Арктике и Антарктике Совета Федерации Игорь Шпектор в беседе с корреспондентом Накануне.ru назвал инициативу о возвращении прежнего пенсионного возраста для северян “популизмом” (Александр Кляшторин, “О пенсиях и популизме” ).

Почему? А потому, видите ли, что вернуть трудящимся заработанное - “нереально с точки зрения финансовой возможности государства”.

Долго искал в литературе сколько-нибудь внятную трактовку популизма в ругательном смысле. Нашел у американиста Павла Шарикова в коллективной монографии, извините, про Трампа . “Заведомо невыполнимые обещания”. Отлично. Но почему относится только к Трампу? Неужели обещания нынешнего президента США - выполнимые? Как он собирается содержать из бюджета непрерывно растущую массу бездельников? Для этого надо либо повышать до беспредела налоги на тех, кто работает, заставляя их обслуживать разноцветные “меньшинства” фактически бесплатно, либо воевать и грабить другие страны, как завещал Чингисхан. В любом варианте Байден выходит лгуном.

У нас в России один уважаемый политик обещал не повышать пенсионный возраст - и повысил, обещал не трогать Конституцию - и переписал. Но популистом его никто не называет. Наоборот, с высоты своей власти он уличает в этом грехе оппонентов.

Между тем “глупо обижаться на то, что оппозиция использует просчеты власти, которые та допускает. Равно как и называть такие действия оппозиции “популизмом”. Тот, кто использует термин “популизм” как обвинение, по существу, завидует обвиняемым и при случае сам не прочь рассказать о своих явных или вымышленных достижениях на этой ниве” (Александр Шершуков, “Зарплата и немного о Конституции”) .

Предлагая свои услуги универсального мастера, который “знает, как надо”, человек неизбежно допускает определенное лукавство. Так было всегда и со всеми, кто занимался политикой. Даже с религиозными пророками, которые истово верили в свои идеи, только вот беда: реальность им не подчинялась, в результате возникал разрыв между сказанным и сделанным, и приходилось изощряться, чем бы эту трещину замаскировать, все больше путаясь в словах и завираясь, вольно или невольно.

Краткий (по историческом масштабам) праздник демократии с допуском простонародья в “дела королей” сейчас тонет в трясине “нового средневековья”. Монархический или олигархический вариант - на выбор, только выбирать будут не кто попало, а “лучшие”.

Ярлык “популизма” обозначает эту общественную ситуацию. Он развешивается крайне избирательно, отмечая любую, даже самую слабую и непоследовательную попытку отстаивать в политике интересы трудящегося большинства. Так благоустройщики пачкают краской “лишнее” дерево, которое не жалко рубить. Ведь “реально с точки зрения финансовых возможностей государства” только то, что выгодно финансово-бюрократической элитке. Кто не вписался, тот “популист”.

Соответственно, нам надо воспринимать этот ярлык как награду. На заре демократии испанские феодалы и инквизиторы называли своих противников “гёзы”, т.е. нищеброды - за их скромную одежду. Потом участники Нидерландской революции с гордостью носили это имя. И победили.

Илья Смирнов, историк

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org