Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτεριχός — «внутренний»)
Сакральные знания - то есть, скрытые.
- Что означают эти термины? Есть ли в них различие?
- Какие знания доступны лишь посвященным, а до каких можно добраться самостоятельно?
- Что значит -посвящение?
- Что означают религии, религиозные школы и секты?
Первый вопрос касается прежде всего лингвистики.
Всякое слово функционально. Иначе, его бы не существовало. Многие понятия, а вслед за ними слова, исчезают из языка, когда перестают употребляться в их функциональном значении. Причем, сохраняясь в одних родственных языках, они теряются у других.
Например, украинское слово "бачить" - в переводе на русский имеет несколько значений, формирующих одно понятие, аналога которому в русском языке не сказать, что нет, но он выглядит совершенно иначе.
Бачить - значит видеть, понимать, слышать. То есть, имеется ввиду когнитивная функция комплексного восприятия, не по отдельности.
Итак, слова имеют значение. "Эзотерический"= внутренний, а "сакральный" = скрытый. Скрытые знания могут быть как эзотерическими (внутренними), так и экзотерическими (внешними). Скрыть можно книгу с любым содержанием (хоть экзо-, хоть эзо-): взять и в ларчик с секретом положить.
Все знания передаются из поколения в поколение, как внутренние, так и внешние, как скрытые, так и декларируемые с трибун, в общеобразовательных школах, ВУЗах, ученых сообществах и далее.
Скрытые знания, в свою очередь, могут быть разного уровня секретности.
Отсюда вопрос второй: "Какие знания доступны лишь посвященным, а до каких можно добраться самостоятельно?"
Посвященным может быть доступно сакральное знание, но это не факт. Сакральное знание может быть фальсифицировано, поэтому: что получают наши "секретчики", это ещё "бабушка надвое сказала".
Можно ли самостоятельно постичь сакральные знания? - Да, можно. Более того, человеческая жизнь может оказаться бессмысленной без полноценного знания о себе и своей задаче (функции).
Но вы же понимаете, что обезьяне давать гранату нельзя. Непонятое знание может сработать как граната и рванет обязательно, не фигурально!
С детства мы смотрим на взрослых, окружающих, и перенимаем образец поведения, навыков и далее. То есть, если нам параллельно говорят обратное тому, что мы наблюдаем, что выберет из этого наш разум?
"Если сказали, что бурундук - это птичка, значит птичка". - Да?) Или всё же - нет?
Разум должен анализировать получаемую информацию. Взвешивать все "за" и "против".
Мозг человека имеет ряд биологических и других особенностей, которые позволяют каждому достигать того, что он хочет. Разум человека, в отличие от животных и обезьян способен делать многоходовые операции, оперировать временными промежутками и семантическими единицами, способен к образному и чувственному восприятию.
Таким образом, человеческий мозг способен моделировать любую ситуацию, не переживая ее напрямую, но используя как тестовую модель для выбора наилучшей стратегии поведения относительно поставленной цели.
Но только вот гимн человеческим возможностям можно петь бесконечно, на фоне фактического убожества.
Третий вопрос: "Что значит посвящение?"
Посвящение - это "диплом" об образовании, если человек прошел определенную школу, сдал экзамены, получил навыки. Это является определенным знаком качества его способностей и функциональной пригодности.
Секретные ведомства (независимо, светские они или духовные) используют те же критерии: человек должен подходить для ответственности за владение определенным уровнем информации.
Сакральные эзотерические знания зависят только от навыков и качеств человека, а не информации о них.
Чем глубиннее знание, тем больше оно энергетически связано с личностью, качествами и физиологией человека.
Внутренние и внешние знания - это разные механизмы. Внутренние знания изначально энергетические, внешние - структурированные, системные.
Например: система медицинских знаний - это комплекс внешних установок. Нет, в целом, и при адекватном исполнении, это должно быть неплохо. По идее, система - это пересекающиеся многоходовки, страхующие целостность и функциональность системы. Но это актуально только если исходные данные, в нее закладываемые, соответствуют действительности, фактам - тогда это "бронепоезд". Но как только система получает фальшивые исходные - она бесполезна. Это миф. А все ее многоходовки - карточный домик.
Хорошо образованный врач смотрит на факты, на личность человека и его индивидуальные особенности, тенденции. - Это безусловно энергетический уровень связей, взаимодействий и уровень принятия решений здесь будет совершенно другой.
Надеюсь, понятно, что внутренние и внешние знания - это разное.
Четвертый вопрос: "Что означают религии, религиозные школы и секты?"
Ключевой вопрос здесь в сектах.
Религии и религиозные школы - это социальные институты. В разной степени они могут быть акцентированы на аспектах нравственности, морали, этики, духовности.
А вот что есть - секты?
Се́кта ( лат. secta — школа, учение , от лат. sequor — следую )
Отличие секты от остальных аналогичных определений заключается в том, что это слово стало специфическим термином.
Ограничения и догматы можно встретить везде, в любой общественной группе, социальном или профессиональном объединении.
Но, все-таки, у секты есть маркер: это тип мышления, основанный на акцентировании неопределенного или декларируемого превосходства. (Без связи с наличием реальных качеств).
Явление секты, как специфического термина, - сложное, когда любое действие становится оторванным от реальности, фигурирует само по себе. Без связи с тем, к кому должно иметь отношение.
- С одной стороны, это тот самый случай "обезьяны с гранатой". Когда какое-то реальное знание или навыки оказываются в распоряжении людей без соответствующих навыков самоконтроля.
- С другой стороны - тьма невежества, где аналитическое мышление пресекается в любой форме.
- С третьей - самоотверженная преданность идее, реальной или мнимой. Так или иначе предмет поклонения не идентифицируется, становясь догматом.
Объективный факт, что секта и сектанты никогда не признают себя таковыми. Отсутствие объективной самооценки - это черта неприятия и противопоставления. Это смесь тщеславия и высокомерия.
К духовным, профессиональным и другим качествам это явление отношения не имеет, но под них маскируется.
Имеющиеся ранее свойства могут сохраниться в личности, а могут быть полностью аннулированы, но в любом случае, в секте качества личности оказываются блокированными. Действующим оказывается монстр, концентрирующий в себе маркер превосходства.
Надо ли говорить, что власть над людьми и узко-профессиональные знания оказываются провокационными факторами для проявления сектанства?
...
Природа эгоизма (личного, группового и массового), присущая сектанству, является следствием ложных убеждений.
То есть, возвращаясь к теме невероятных знаний, при постановке вопроса их получения, следует учитывать наличие объективно существующих ложных убеждений. У них есть свой механизм возникновения.
Именно против возникновения ложных убеждений направлено - перечислю, это надо фиксировать:
- нравственность,
- мораль,
- этика поведения.
И в целом - духовность, как практика владения собственными возможностями.
Человек - это не только "звучит гордо", это еще сложно, мнгофакторно, многокомпонентно и требует трудиться над собой.
Мы - это такое существо, которое формирует себя в человека самостоятельно, когда Воля быть человеком возникает из наличия потребности.