Найти тему
Радистка Кэт

"А кому я в России нужна?"

За 15 лет своего проживания в Германии Лида работала в общей сложности один год. Дольше всего проработала она в доме престарелых. А все остальное время – посещение курсов от центра труда, практика в отделах раскладки товаров, курсы кассира, обучение психологии общения и прочая, как она говорит, ерунда. Вся ее жизнь здесь превратилась в сплошные курсы, отказ от посещения которых влечет за собой лишение пособия по безработице. «Работаю на курсах», - шутит она.

Немецкий работодатель по каким-то странным причинам Лиду на работу не берет, не смотря на ее трудовой опыт продавцом в России. И умница, и красавица, и пунктуальная. И все у вас хорошо, но работайте, пожалуйста, у нас бесплатно по направлению от биржи труда. Так и прыгает она по фирмам туда-сюда: месяц практики здесь, месяц практики там. А трудовым договором так и не пахнет…

Немецкое государство оплачивает Лиде квартиру, дает деньги на продукты и уже не удивляется тому, что Лиду на работу не берут: чем дольше ты не работаешь, тем меньше шансов на трудоустройство. Как говорится, покажите ваше резюме и я скажу вам, кто вы.

Устраиваться уборщицей Лида не хочет принципиально: «Вот намоешься на работе, а потом сил на собственную квартиру не останется», - рассуждает она, попивая кофе у себя на террасе, пышно засаженной цветами и клубникой. Каким-то чудесным образом ей удалось обустроить свою квартиру дорогой мебелью и красивыми вещами. И кухня у ней за 3.000 евро, и машина, хоть и подержанная, но приличная, и вещи она себе новомодные на распродажах покупает.

И все то у ней есть. Только глаза какие-то потухшие. Хлопнет она рюмочку, включит русскую музыку на сайте «Одноклассники» и начинает наводить порядок в уже и без того стерильной квартире.

Без «Одноклассников» здесь никак. Как и без русского первого новостного. «И что бы я делала без русского кабельного, - говорит Лида. – У них здесь смотреть нечего». Ну, да. Совсем со скуки свихнуться можно.

Картина художника Виктора Бауэра
Картина художника Виктора Бауэра

Мужики у Лиды все русские. Не вяжется как-то с немцами. Другие они, немцы, эти. Шуток ее русских не понимают и сериалы русские с ней не смотрят. Все общение с ними сводится к фразам «подай-принеси». Зачем русской душе отношения, похожие на диалог из школьного учебника по-немецкому? Да и с нашими как-то не особо вяжется. И кто бы знал почему. Был муж да и тот сплыл.

Ребенок у Лиды по-русски не говорит. Хотя все понимает.

- Будешь кушать?

- Ich bin nicht hungrig.

Так и разговаривают.

Лиде прям неудобно было, когда она с ним 8 лет назад на малую Родину ездила. Говорит и спрашивает все только на немецком, внимание лишнее к себе привлекает.

- В Россию вернуться не хочешь?

- А что мне там делать? – удивленно спрашивает она. – Кто меня там ждет и кому я там нужна?

Полжизни на побег